рефераты по менеджменту

Теоретические основы менеджмента на современном этапе

Страница
25

- сам не прочь занять эту должность и соответственно не доволен новым руководителем;

- сохранил свою преданность прежнему руководителю и поэтому более других отвергает нового;

- согласен на любого руководителя, лишь бы он был знающим, решительным и действующим организатором.

Словом, сколько людей, столько и мнений. Но все подчиненные, независимо от их возраста, пола, квалификации, стажа, взглядов, будут сравнивать нового руководителя:

- с бывшим руководителем;

- с групповым эталоном, то есть лучшим членом коллектива;

- с моделью «идеального руководителя», принятой в данном коллективе.

Вступление в должность – большое событие и для самого руководителя, ибо это обретение права управлять, поощрять успех, наказывать нерадивость, это порог, за которым начинается новый неизведанный мир человеческих судеб, устремлений, вкусов, желаний, потребностей, ценностей и т.д. вхождение в новый коллектив вызывает у человека максимальное напряжение психики, активизирует мыслительную деятельность, обостряет восприятие.

В большинстве случаев поведение руководителя в новом коллективе опирается на прежний опыт или на теоретическую подготовку; формируется предварительной информацией, полученной от администрации или из бесед с предшественником; многое определяется той оценкой его работы, которую он (руководитель) получил ранее, в другом коллективе. Однако ни опыт, ни самая исчерпывающая информация, ни высокий авторитет в прошлом не могут служить новому руководителю гарантией от срывов, ошибок и неправильных действий.

Обеспечить относительный успех может специальная целевая подготовка руководителя, предусматривающая:

Умение представить себя новому коллективу при первом же знакомстве – нужно так рассказать о себе, о своих взглядах, чтобы это сразу же расположило подчиненных, чтобы они были избавлены от необходимости задавать «уточняющие вопросы»;

Способность разработать план личной работы в первые дни: Какие вопросы решать? С кем беседовать? Что смотреть? Какие отдать распоряжения? Какую получить информацию? – десятки проблем возникают у нового руководителя, и он не имеет права быть застигнутым врасплох, с первых шагов он должен закрепить за собой репутацию делового и решительного организатора;

Готовность принимать решения, оценивать ситуации, ставить вопросы, отвечать советовать, действовать. Деятельность руководителя в новом коллективе начинается в условиях неопределенности, и чем лучше он подготовлен действовать в любых ситуациях, тем меньше степень риска проиграть в глазах своих подчиненных.

Обучение искусству руководить следует отнести к разряду важнейших задач учебного процесса по дисциплине «менеджмент».

Цель деловой игры заключается в следующем:

1. Выявить социально-психологический и профессиональный кругозор слушателей, их наблюдательность, опыт в межличностных отношениях, знание функций руководителя;

2. Определить готовность студентов занять эту должность;

3. Выявить взгляды студентов на проблему вступления в должность;

4. Овладение студентами, на учебном примере, основными принципами методами подготовки к деятельности в роли руководителя.

Процедура деловой игры

(методические рекомендации преподавателю).

1-й этап: устное обоснование актуальности темы и цели деловой игры. Распределение ролей: из группы выбираются три человека, каждый из которых получает индивидуальное задание: первый – подготовиться к представлению в новом коллективе ( задание 1), второй – разработать план работы на первый день( задание 2), третий – разработать решения предлагаемых ситуаций ( задание 3). Трое непосредственных участников игры выбираются из числа группы помощников. Остальные студенты делятся на три группы экспертов, одна из которых будет оценивать выполнение задания 1 , вторая – задания 2. третья – задания 3. каждый ролевой участник и группы экспертов получают информацию о состоянии дел в цехе ( приложение 4). Время – 25 минут.

2-й этап: подготовка к игре. Исполнители ролей вместе с помощниками изолированно друг от друга и от группы слушателей готовят задания. Время подготовки – 35 мин.

В это же время экспертные группы, оставшиеся в аудитории, получают копии трех заданий, выданных непосредственно участниками игры. Знакомятся с критериями, по которым будут оцениваться выполнение заданий(приложения 1, 2, 3).

3-й этап: проведение игры. За стол перед аудиторией студентов садятся три участника игры вместе со своими помощниками. Первый участник произносит вступительную речь перед «новым коллективом», роль которого играют студенты учебной группы, отвечает на их вопросы. Затем второй участник игры знакомит группу с разработанным им планом работы на первый день вступления в должность руководителя. Третий участник рассказывает, с какими ситуациями он столкнулся в первый день и какие принял решения. Время – 45 минут.

4-й этап: групповая дискуссия. Представители экспертных групп сообщают о своих оценках, данных каждому участнику игры. Затем начинается общее обсуждение проблемы вступления в должность нового руководителя. Время – 15 минут.

5-й этап: подведение итогов. Преподаватель оценивает работу участников игры и экспертных групп, анализирует процесс игры, поведение и активность слушателей. Обращает внимание на ошибки и правильные решения, подчеркивает практическую значимость проведенного занятия. Время – 10 минут.

Информация о состоянии дел в цехе.

Цех производит обработку деталей, которые затем поступают в другие цехи. Выполнение заказов завода во многом зависит от результатов работы цеха.

Последние два года цех едва справляется с производственными заданиями.

В цехе большая текучесть кадров: в среднем коллектив ежегодно обновляется на 30-35 процентов. Около одной трети рабочих составляют молодые работники, не имеющие опыта, участились случаи нарушения трудовой дисциплины.

Растут непроизводительные расходы, потери от простоев, брака, увеличилось количество нарушений сроков ремонта оборудования.

Неблагополучное положение в цехе прежде всего порождено плохой организацией труда, отсутствием исполнительской дисциплины и ответственности за выполнение в срок заданий. Существуют и другие причины негативных явлений: частая смена руководителя . так, за два года на одну треть сменился состав мастеров и бригадиров. Ослаблен контроль со стороны администрации.

Три дня назад начальник цеха был освобожден от должности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЗАДАНИЕ 1

Представьте себе, что вас утвердили в должности начальника цеха

(см. “информацию о состоянии дел”). Коллектив вас не знает. После рабочего дня назначено собрание. Подготовьте тезисы своего выступления по следующему плану:

Кто я? Что представляю как специалист и человек? Мое прошлое и настоящее.

Почему я согласился занять должность начальника цеха? Какие мотивы побудили меня прийти именно в этот цех?

Как я рассматриваю свои новые обязанности, права, полномочия? Как отношусь к функциям управления вообще? Как оцениваю их?

Что я ожидаю от коллектива цеха? На что надеюсь? Во что верю?

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту