рефераты по менеджменту

Теоретические основы менеджмента на современном этапе

Страница
5

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. В зарубежной и отечественной литературе по проблемам управления приводятся самые различные наборы качеств, необходимых управляющим. По мнению классика научного менеджмента Ф.У. Тейлора, мастер обязан обладать такими качествами, как «ум, образование, специальные и технические познания, физическая сила и ловкость, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность и здравый смысл, крепкое здоровье».

Руководителям крупных предприятий должны быть присущи, по мнению А. Файоля, следующие качества:

1) здоровье и физическая выносливость;

2) ум и умственная работоспособность;

3) нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия, ответственность, чувство долга, забота об общем интересе;

4) значительный круг общих познаний ? эрудиция;

5) административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия;

6) общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям;

7) возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.

Внешняя и внутренняя среда организации

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организациям, появилось в конце 50-х годов. Современные изменения во внешнем мире заставляют менеджеров обратить на внешнюю среду больше внимания, чем когда-либо.

Внешняя среда косвенного воздействия

 

Внешняя среда прямого воздействия

 

Политика

Правовые факторы

Физико-географические факторы

Акционеры

Поставщики

Торговые организации

Профсоюзы

Внутренняя среда организации:

цели

структура

ресурсы

организационная культура

Потребители

Конкуренты

Местные сообщества

Экономика

Социально-культурные факторы

Технология

 

Правительственные органы

 

Таблица 2 Факторы и переменные внешней и внутренней среды организации

Внешняя среда организации – совокупность переменных, которые находятся за пределами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента.

Внешняя среда прямого воздействия – это все организации и люди, которые связаны с данной организацией в силу выполняемых ею целей и задач.

Внешняя среда косвенного воздействия – это факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на текущую деятельность организации, предопределяют важнейшие решения, принимаемые ее менеджментом.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Особое место здесь занимает организационная культура, ресурсы, цели и организационная структура.

Тема 3. Функции менеджмента.

Функция планирования

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Функция организации

Организация как процесс представляет собой функцию, суть которой состоит в систематической координации множества задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Функцию организации следует рассматривать в 2-х направлениях:

- установление взаимоотношений между членами организации в рамках её структуры (взаимоотношение полномочий);

- формирование организационной структуры, т.е. деление организации на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией.

Каждый элемент структуры управления организацией (подразделение, должность) является носителем определенных управленческих полномочий.

Полномочия – это совокупность официально предоставляемых прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательства их выполнения. Делегирование полномочий связано с двумя важнейшими принципами управления:

- принципом единоначалия;

- принципом управляемости (норма управляемости).

Существуют следующие виды управленческих полномочий:

Распорядительные полномочия. Они бывают линейными и функциональными, ими обладают руководители.

Рекомендательные (консультант, референт, специалист).

Контрольно-отчетные полномочия (аудиторы, ревизоры).

Координационные полномочия (координационные советы, комитеты, комиссии на постоянной или временной основе).

Согласительные. Они могут быть:

предостерегающими (юрист);

блокирующими (главный бухгалтер).

Полномочия неотделимы от ответственности.

Ответственность – обязательства работника выполнять задачи, присущие занимаемой им должности и отвечать за результат своей деятельности. Ответственность не делегируется.

Полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу.

Функция мотивации

Мотивация - совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту