Адаптация имеет определенные цели и задачи как со стороны организации, так как и со стороны сотрудника. Выделение двух сторон адаптации позволяет не только построить взаимовыгодные отношения, соблюсти условия приличия, но и повысить эффективность управления организацией. Иначе говоря, главной целью адаптации со стороны организации является максимально полное, быстрое и эффективное приспособление сотрудника к организации. В соответствии с этим определим задачи адаптации [57, c. 152]:
1) повышение эффективности трудовой деятельности сотрудника;
2) повышение эффективности организации;
3) снижение возможности увольнения сотрудника;
4) формирование у сотрудника лояльности к организации;
5) снижение тревожности у сотрудника;
6) формирование у сотрудника чувства удовлетворенности работой;
7) повышение прибыли.
Рассмотрим далее адаптацию с позиции персонала. В данном случае главной целью адаптации с позиции персонала является максимально полное и быстрое приспособление к организации, желание остаться членом организации на длительный промежуток времени. Причем задачами являются:
1) желание продолжить трудовые отношения с организацией;
2) понимание специфики работ;
3) начало эффективного выполнения в максимально короткий срок должностных обязанностей;
4) снижение уровня стресса;
5) снижение уровня тревожности;
6) вступление в нормальные межличностные отношения в коллективе организации;
7) установление партнерских отношений с коллегами;
8) формирование и увеличение чувства удовлетворенности от выполняемых должностных обязанностей.
Следует отметить, что в рамках адаптации происходит процесс приспособления к другим сотрудникам организации, который предусматривает не только формальное знакомство, но и установление нормальных партнерских отношений [48, c. 121]. Здесь можно представить нового сотрудника всему персоналу, обозначив его статус и должность. Необходимо контролировать этот процесс, периодически осведомляясь у других сотрудников организации о ситуации, сложившейся вокруг нового сотрудника. Причем здесь в полной мере можно использовать такой метод коммуникации, как слухи, сплетни. Многие руководители негативно воспринимают, когда в организации присутствуют сплетни, так как это дестабилизирует отношения в коллективе, отвлекает сотрудников от выполнения непосредственных должностных обязанностей. Признавая обоснованность данной точки зрения, можно направить в полезное для организации русло этот способ общения. Не стоит поощрять их распространение. Но задав в приватной беседе любому сотруднику такой вопрос, как «Что вы можете сказать о нашем новом сотруднике?», «Как вы считаете, он справляется с работой?», получите в короткий промежуток времени достаточно объективную информацию для использования в процессе корректировки адаптации.
Рассмотрим следующую составляющую системы эффективного управления кадрами торгового предприятия – систему оценки персонала, которая необходима для регулярного получения информации об уровне компетентности сотрудников [4, c. 192]. На основании сведений, которые отдел кадров получает в ходе оценочных процедур, принимаются дальнейшие управленческие решения в области работы с кадровым резервом, управления карьерой сотрудников, ротации, а также мотивации, обучения и развития персонала.
Комплексный подход к оценке персонала подразумевает оценку сотрудников на всех уровнях служебной иерархии - от рядовых работников до руководящего состава. В методологии оценки работников разных иерархических уровней нет принципиальных различий. Различается лишь состав экспертов, участвующих в процедуре оценки (таблица 19.).
Таблица 19
Методика оценки работников разных иерархических уровнях
| Оценка сотрудников разных категорий | |||
| Уровень сотрудника | Рядовые сотрудники подразделений | Менеджеры среднего звена | Руководители высшего уровня | 
| Оценщики | Специалисты по оценке персонала компании | Специалисты по оценке персонала компании + внешние эксперты | Сторонние консалтинговые компании | 
Выделяют две формы оценки персонала: постоянную (регулярную) и периодическую (см. таблицу) [79]. К первой относятся ежеквартальные и ежегодные оценочные собеседования по результатам работ за период (квартал, год) и собеседование по компетенциям (в компании разработана корпоративная модель компетенций).
Таблица 20
Методы оценки персонала
| Форма оценки | Методы оценки | Кто проводит | Категории персонала | Периодичность | 
| Постоянная | Оценочное собеседование по результатам работ | Непосредственный руководитель со своими подчиненными | Специалисты, руководители (кроме руководителей высшего уровня) | Ежеквартально, ежегодно | 
| Оценочное собеседование по компетенциям | Ежегодно | |||
| Периодическая | Полуструктурированное интервью по резюме | Отдел оценки персонала, специалисты по оценке персонала (в филиалах) | Рабочие, специалисты, руководители | По мере необходимости | 
| Интервью по компетенциям | Специалисты, руководители | По мере необходимости | ||
| Тестирование (профессиональное и психологическое) | Специалисты, руководители | По мере необходимости | ||
| Анкетирование | Все | По мере необходимости | ||
| Ассесмент-центр | Руководители | Ежегодно | 
Постоянную оценку своих подчиненных проводят непосредственные руководители. Задача кадровой службы - организация и координация этих мероприятий, а также использование результатов этих собеседований в оценке кадрового резерва и аттестации. К периодической форме оценки персонала относятся полуструктурированное интервью по резюме, интервью по компетенциям, тестирование (профессиональное и психологическое), анкетирование и ассесмент-центр. Рассмотрим эти методы оценки подробнее:
Полуструктурированные интервью по резюме чаще всего применяются в ходе собеседования с кандидатами на вакантные должности (чаще всего на позиции специалистов и руководителей среднего уровня). Такое интервью сочетает заранее подготовленные вопросы (как в структурированном интервью) и свободный порядок проведения (как в свободном собеседовании). Полуструктурированное интервью предполагает как открытые вопросы, на которые соискатели дают развернутые ответы, так и тестовые вопросы с вариантами ответов.