рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
6

По итогам 2006 г. удельный вес работающих (с учетом индивиду­альных предпринимателей) в сфере малого предпринимательства соста­вил 13 % от занятых в экономике. На долю малых предприятий приходи­лось 8,4 % от общего объема промышленной продукции, 9,2 % розничного товарооборота, 26,1 % внешнеторгового оборота, в том числе 18,2 экспор­та товаров. В объеме валового внутреннего продукта удельный вес МП в 2006 г. составил 8,3 %.

Средняя численность работающих на малом предприятии составляет 13-14 чел., основное их количество приходится на промышленное производство, торговлю, общественное питание, строительство. В 2004-2006 гг. наиболее интенсивно увеличилась численность занятых в производственных отраслях – промышленности, транспорте и строительстве.

Можно также отметить и небольшой рост всех этих показателей в динамике (табл. 2).

Таблица 2. Удельный вес малых предприятий в экономических показателях Республики Беларусь, %

Показатель

2005 г.

2006 г.

1

2

3

Валовой внутренний продукт (ВВП)

6,8

8,2

Выпуск товара и услуг

7,4

8,6

Окончание таблицы 2

1

2

3

Розничный товарооборот

9,1

9,2

Выручка от реализации

20,0

22,6

Объем производства продукции

7,7

8,4

Экспорт товаров

17,0

18,2

Импорт товаров

30,8

32,9

Внешнеторговый оборот

24,3

26,1

Примечание. Источник: [19, с. 216]

Из приведенных статистических данных можно заключить, что социально-экономический эффект деятельности малых предприятий, измеряемая соотношением производимого ВВП на одного занятого на сегодняшний день меньше, чем по экономике в це­лом (13 % от общего количества занятых в МП производят 8,2 % ВВП).

В то же время МП более производительны в производстве экспорта, в кото­ром их доля составляет 18,2 %. Хотя при этом и импортируют больше, чем другие белорусские производители. Кроме того, в данный момент МП в Беларуси специализируются в большей степени на сфере обслуживания, чем материального производства. Распределение частных предприятий по отраслям экономики в РБ характеризуется неравномерностью (табл. 3).

Хотя малые предприятия имеются во многих отраслях экономики, но по состоянию на конец 2006 г. около половины из них (41,3 %) работа­ло в сфере торговли и общественного питания, 22,7 % - в промышленно­сти, 11,9 % - в строительстве, 5,7 - на транспорте. Это объясняется, прежде всего. Тем, что в Республике Беларусь недостаточно развиты условия для франчайзинга и те ниши, которые обычно занимают малые предприятия, заняты, как правило, специально созданными структурами крупных предприятий.

Таблица 3. Количество малых предприятий в Республике Беларусь по отраслям экономики на 2006 г., шт.

Отрасль

Кол-во на конец года

1

2

Всего

28489

Промышленность

6178

Сельское хозяйство

1111

Транспорт

1547

Связь

140

Строительство

3234

Окончание таблицы 3

1

2

Торговля и общественное питание

12726

Материально-техническое снабжение и сбыт

95

ЖКХ

92

Бытовое обслуживание

345

Здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение

622

Примечание. Источник: [19, с. 216].

Необходимо также отметить, что отраслевая структура и количест­венный состав на протяжении последних нескольких лет значительным изменениям не подвергалось. Так в 2006 г. подавляющее большинство МП (43,5 %) в нашей республике все также остается в торговле и обще­ственном питании, на транспорте - 5,5%, в промышленности - 22,5 %, в строительстве - 11,4 % [22, с. 69].

Одной из важнейших особенностей развития малого бизнеса в Республике Беларусь является неуклонный рост убыточности малых предприятий. Так, если удельный вес убыточных малых предприятий в 2000г. составил 21,9 %, то в 2006 г. – 28,3 %. Наибольшее количество убыточных предприятий приходится на торговлю и общественное питания (31,3 % в 2006 г.).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту