рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Значительное место в программе перехода экономики Республики Беларусь к рынку отводится развитию бизнеса, в том числе малого. Те функции, которые вы­полняют малые предприятия в рыночной экономике, хорошо известны. В то же время сре­ди руководителей народного хозяйства и руководителей экономических служб укорени­лось представление о малых предприятиях, как технически отсталых и мешающих успеш­ному развитию экономики страны.

Малые предприятия выполняют важные функции в эконо­мике развитых стран. Прежде всего, малый бизнес обеспечивает необходимую мобиль­ность в условиях рынка, создает глубокую и развернутую кооперацию производства. Он способен не только быстро заполнять образующие ниши в потребительской сфере эконо­мики, но и сравнительно быстро окупаться, применяя под час современное оборудование и технологию. Малый бизнес создает для рынка необходимую атмосферу конкуренции, мно­гообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладает готовностью мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Кроме этого, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых ни одна рыночная экономика, построенная преж­де всего на принципах личной заинтересованности и частном интересе, невозможна.

Малый бизнес нашел свое место в условиях ускорения научно-технического прогрес­са, перехода к новым технологиям. Мелкие предприятия являются также оптимальной формой производства в условиях повышенного риска.

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному. Но результат везде получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и в социальной сферах.

При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает сво­их граждан, создает богатство стране.

О важности развития малого предпринимательства в нашей стране серьезно загово­рили только в последнее время в связи с проблемой насыщения потребительского рынка товарами и услугами. И, тем не менее, до конца важность этой проблемы для перехода к рынку не осознана не только специалистами и руководителями народного хозяйства, но и многими экономистами.

Статистика свидетельствует, что по истечении 10 лет экономических реформ малый бизнес в нашей стране не стал реальным элементом экономической системы, оказывающим существенное влияние на ее динамику и структурное реформирование. Его роль в решении как экономических, так и социальных проблем общества, остается крайне низкой не только по сравнению с развитыми западными странами, но даже в нашими ближайшими соседями по СНГ.

Все вышесказанное обусловило актуальность и предопределило выбор темы дипломной работы. Ее основная цель заключается в выявлении основных проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:

- выявить понятие и сущность малого бизнеса;

- определить основные преимущества и недостатки малого бизнеса;

- показать роль малого бизнеса в рыночной экономике;

- рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

- осветить проблемы белорусского малого бизнеса;

- предложить пути совершенствования системы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Объектом нашего исследования является малый бизнес, а предметом – проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Для написания работы нами были проанализированы учебные пособия, монографии, статьи периодических изданий, статистическая информация, касающаяся темы курсовой работы.

При исследовании проблем и перспектив развития малого бизнеса в Республике Беларусь нами были использованы следующие методы: метод индукции и дедукции, метод экономического анализа, метод статистической обработки данных, метод сравнения. Методологической основой проведенного исследования является системный подход.

Теоретические основы развития малого бизнеса

1.1. Экономическая природа малого бизнеса

Малый бизнес как вид экономической деятельнос­ти, по определению отечественных и зарубежных экономистов, - это свободное хозяйствование (кроме запре­щенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производ­ства или приобретения и продажи товаром, оказания услуг в обмен на то­варно-материальные ценности, другие услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки [16, с. 5].

Предпринимательская деятельность является одной из форм бизне­са и осуществляется и различных его сферах.

В современной научной литературе утвердился однозначный взгляд на малый бизнес как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий в движение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успех экономического развития. Для более полного представления о малом бизнесе как факторе производства остановимся еще на од­ном аспекте данной проблемы — экономическом содержании малого бизнеса.

В различных определениях малого бизнеса рассматривается под разными точками зре­ния, однако, все они включают такие понятия, как «новизна», «организаторский талант», «твор­ческое начало», «умножение богатства» и «готовность рисковать». И все же каждое из них ограни­чивает сферу предпринимательства. Сущность же малого бизнеса обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Экономическая природа малого бизнеса характеризуется через его признаки: естествен­ные свойства человека, врождённые и приобретённые способности, особые экономическое мышле­ние и психология, инициатива и действенность, относительная самостоятельность, моральная и материальная ответственность, динамичность, риск и т.д., нашедшие своё отражение в мобилиза­ции и рациональном использовании экономических ресурсов, а также управлении хозяйственны­ми процессами и приведшие к определённому экономическому эффекту.

Западные экономисты определяют малый бизнес как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к но­вым перспективам, преодоление старых ограничений. Малый бизнес, счита­ют они, есть четвертый фактор производства (остальные три – труд, ресурсы, капитал), который, однако, неосязаем [14, с. 15].

Одной из причин появления малых предприятий стало стремительное расширение самых разнообразных индивидуальных и общественных потребностей, а удовлетворены они могли быть лишь при соответствующем разнообразии предложений. Обычно эту функцию во многих странах брала на себя теневая эко­номика и черный рынок. Поэтому превратить нелегальный бизнес в легальное производство товаров и услуг могло только поощрение со стороны государства малых предприятий [10, с. 3].

Примечательна позиция известного немецкого политика И. Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считает, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечи­вающих функционирование эластичной, дееспособной экономической сис­темы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой пред­приниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным га­рантом свободного строя, нежели любой подвигающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить [13, с. 22].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту