рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
8

Окончание таблицы 5

1

2

3

4

тыс. руб.

31662

46840

147,9%

долл. США

17745

22622

128,6%

Поступления в бюджет в расчете на 1 индивидуального предпринимателя,

тыс. руб.

958

1749

182,6%

долл. США

537

852

158,7%

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, %

42,2

41,4

-

Примечание. Источник: [19, с. 555]

Таким образом, оценив ситуацию в Беларуси, можно выделить несколько тенденций, наметившихся в развитии предпринимательства. Во-первых, уменьшается количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, не наблюдается роста числа таких предприятий в производственной сфере, поскольку из-за нестабильной экономической и политической обстановки в стране предприниматель не желает инвестировать расширение своего бизнеса, новые технологии и оборудование. В третьих, остается неизменной или уменьшается рентабельность деятельности большинства предпринимателей. Сокращается количество имеющих возможность привлекать заемные средства, в частности банковские кредиты, для расширения и развития. Кредитные учреждения неохотно финансируют малый бизнес из-за отсутствия залогового обеспечения и опыта предпринимательской деятельности.

2.2. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые предприятия являются работодателями для более чем 50% трудового населения всего мира и при этом наиболее дина­мично создают новые рабочие места. Кроме того, объемы производства в сфере малого предпринимательства в разных государствах составляют от 50% до 70% ВВП. Эти данные говорят о том, что в нашей республике государственное регу­лирование предпринимательского сектора не в полной мере отвечает современным требованиям, что порождает так назы­ваемые административные ограничения.

Высокий уровень административных барьеров в Беларуси во многом обусловлен тем, что практи­чески до настоящего времени этой проблеме не придавалось должного внимания. Высокие ад­министративные барьеры сдерживают развитие субъектов предпринимательства, что не может не сказаться негативно на положении экономики в целом, поскольку малый бизнес производит зна­чительную часть ВВП, формирует республиканский и местный бюджеты, создает рабочие места. Это ведет к значительным экономическим потерям общества, как прямым, выражающим­ся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизвод­ством ВВП, потерям государственного бюджета из-за неэффективного использования ресурсов. Кроме того, ограни­чения не решают проблем, связанных с наведением порядка, затрудняют использование более эффективных методов госу­дарственного регулирования. Но самое главное - администра­тивные ограничения создают благоприятную почву для развития коррупции в среде государственных служащих, что способс­твует значительному росту доли теневой экономики в ВВП [17, с. 85].

Специалистами московского представитель­ства Института экономического развития Всемир­ного банка теневая экономика трактуется как скрытая экономическая деятельность, которая не отражается в налоговой декларации и официальной статистике. Основными условиями возникновения теневой экономики являются, с одной стороны, жесткость законов, а с другой - невозможность государства обеспечить их безусловное выполне­ние; причинами распространения – несоответствие институционных рамок местным условиям, новым формам производственной и социальной организации (кризисные яв­ления в экономике, процесс приватизации, административные барьеры, несовершенство законодательной базы, нацеленность государства на максимизацию налогового дохода, низкий уровень жизни населения, дифференциация доходов, слабая информированность, стереотипы сознания, мотивация поведения, изменение морально-этических принципов и т.д.). В странах с переходной экономикой теневая сфера достигает значительных размеров ввиду отсутствия системы контроля за государственными органами власти.

Примеров неэффективности государственного регулиро­вания развития предпринимательства в нашей стране более чем достаточно. Чтобы сохранить статус физического лица, индивидуальный предприниматель по закону не мо­жет иметь свыше трех наемных работников. Если это условие нарушается, он должен перерегистри­роваться как юридическое лицо, что влечет за собой целый спектр дополнительных обязанностей перед контролирующими и налоговыми органами, и это предпринимателю крайне невыгодно. В этой ситуации многие индивидуальные предприниматели оформляют трудовые отношения с тремя работниками и официально выплачивают им минимально допустимую заработную плату с последующей уплатой налогов и отчислений в фонды со­циальной защиты. Вторая часть их зарплаты, как и зарплата официально не оформленным работникам, выплачивается наличными, но уже без уплаты налогов и отчислений в со­циальные фонды. Люди чувствуют свою социальную неза­щищенность и бесправность, и чтобы как-то компенсировать свои потери, по мере возможностей воруют. На этой почве и «расцветает букет» социальных аспектов причин распро­странения теневой экономики [20, с. 21].

Недостаточная эффективность государственного воздейс­твия отрицательно сказывается на географическом ракурсе предпринимательства. В настоящее время отмечается неравно­мерность распределения предпринимателей по регионам стра­ны. Более половины малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (57,6 % общей численности) сосредоточены в Минске. По областям количество субъектов предпринима­тельства характеризуется следующими показателями: Брест­ская область- 1866 предприятий (6,4%), Витебская - 2225 (7,7 %), Гомельская - 2 375 (8,2 %), Гродненская - 1 816 (6,3 %), Минская – 3 030 (10,4%), Могилевская – 2 019 (6,9%) [23]. Боль­шинство малых предприятий сосредоточено в областных цен­трах, меньше - в районных городах, а в сельской местности они практически отсутствуют. Функционирующие в регионах Беларуси малые предприятия характеризуются невысокими показателями как по числу занятых, так и по объемам про­дукции и услуг.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту