рефераты по менеджменту

Mалый бизнес

Страница
5

Свое влияние оказывают и субъективные факторы: некомпетент­ность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и всесторонней систе­мы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.

Пристальное внимание к развитию малых форм бизнеса в развитых странах объясняется еще и потребностью преодолеть отчуждения людей друг от друга, отчуждения от природы. Личное общение работников, преодоление авторитар­ности отношений способствует гуманизации и «очеловечиванию» производства. Посредством малых предприятий рассредоточиваются техногенные нагрузки на природу, что соответствует социально значимой цели - охране окружающей среды [10, с. 11].

Малая фирма имеет высокую адаптацию к рыночной среде и гибко, дина­мично реагирует на рыночный спрос. Небольшой коллектив гораздо быстрее воспринимает и генерирует новые идеи. В экономически развитых странах ма­лые специализированные фирмы (венчурные компании) вносят ощутимый вклад в инновационные процессы. По данным Национального научного фонда США, результативность разработок небольших компаний вдвое выше, чем у крупных.

В экономике любой страны у малых предприятий есть свои ниши для разви­тия. Прежде всего, этот сегмент рынка, где размер предприятия не играет су­щественную роль, а значит, эффект масштаба не может оказать воздействия на средние издержки и цену продукции. Примером тому может служить сфера ус­луг, создание программ для ЭВМ.

Вторая ниша связана с производством мелкосерийной продукции. Малые предприятия выступают в роли партнеров крупных компаний: поставляют им узлы, детали, комплектующие изделия. Например, доля субподрядчиков в об­щем объеме производства обрабатывающей промышленности Германии со­ставляет около 30 % .

Нишевая специализация определяется выпуском продукции технологически превосходящей конкурента. Ученые, анализирующие инновационный путь раз­витых стран, отмечают, что радикальные новшества довольно часто появляют­ся в мелких инновационных фирмах и рисковых компаниях (например, такие как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон, средства программно­го обеспечения и др.).

Малый бизнес снимает во многом проблему безработицы в разных слоях общества. В большинстве экономически развитых стран не менее половины всех занятых работают на малых предприятиях. Отметим еще одну из важней­ших функций малого бизнеса - антимонопольную. В странах с рыночной эконо­микой последний является носителем конкурентного начала: способствует сни­жению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики, особое вни­мание уделяет потребительскому спросу. Во всех экономически развитых стра­нах принято и действует антимонопольное законодательство, регулирующее условия конкуренции и защищающее интересы малого бизнеса. Учитывая эко­номическую и социальную значимость малых предприятий, последние в коли­чественном отношении представляют собой крупнейший сектор в странах с ры­ночной экономикой, и на их долю приходится до 70 % ВВП.

Таким образом, предпринимательство в развитых странах имеет огромное экономическое и социальное значение. Предпринимательство рассматривается как проводник неудовлетворен­ности, нарастающей в любой общественной системе. Предпринимательство способствует снижению уровня безработицы; высвобождению средств для неспособ­ных к труду или по объективным причинам непроизводительно работа­ющих членов общества, чтобы обеспечить и для них уровень сущес­твования, воспринимаемый как достаточный; обеспечению стабильности покупательной способности лиц с низкими доходами; реализации основных прав человека, особенно права на свободное развитие личности и на возможность равных шансов экономического развития; развитию и соблюдению групповых интересов экономического и соци­ального характера, обеспечению координации интересов работодате­лей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества.

Особенности развития малого бизнеса в республике беларусь

2.1. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе

За последние десять лет в секторе предпринимательства Республи­ки Беларусь произошли значительные изменения в количественном и ка­чественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

Знание тенденций развития предпринимательства в Республике Беларусь имеет существенное значение для прогнозирования и проведе­ния экономической политики.

В формировании предпринимательства Республики Беларусь выделяются два этапа. Первый - 1991-1996 гг. - отмечен быстрым рос­том субъектов, количества занятых в этой сфере экономики, вкладом в ВВП и бюджет при отсутствии системной нормативно-правовой базы и ин­фраструктуры поддержки предпринимательства.

Второй этап, начавшийся после 1996 г., ознаменован переходом к жесткому государственному регулированию и тотальному контролю дея­тельности. Он характеризуется сокращением числа предпринимательских структур, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, сокра­щением числа занятых, а также доли поступлений в доход бюджета. Неко­торое оживление в экономике малого предпринимательства наметилось в 2002- 2005 гг. [18, с. 23].

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, за это время произошло увеличение числа малых предприятий на 11,5 %, индивидуальных предпринимателей - на 4,4 %, численности заня­тых - на 14,8 %. За два последних года стабилизировалось финансовое состояние предприятий, увеличилась прибыль, заработная плата [21, с. 83].

Большинство предприятий частного сектора - малые. К началу 2007 г. в республике функционировала 31 тыс. малых предприятий, в том числе 28,7 тыс. частных. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,8 %. Малыми предприятиями производится 7,3% промышленной продукции, на них приходится 9,8% розничного товарооборота, 22,1% выручки от реализации товаров (работ, услуг). В общем числе предприятий торговли и общественного питания малые предприятия составляли к началу 2007 г. 42,9 %, среди предприятий промышленности 22 % малых, среди строительных предприятий - 11,8 %, среди транспортных предприятий - 5,3 %. Общая численность работающих на частных малых предприятиях в 2005 г. составила 308 тыс. человек. 37,9 % от общего количества занятых на малых предприятиях работают на предприятиях промышленности, 28,7 % - на предприятиях торговли и общественного питания [23].

Необходимо отметить одну из тенденций, которая отличает Бела­русь от других стран: при сокращении числа малых предприятий в абсо­лютном и относительном измерении увеличивается количество государ­ственных МП. Так, по 2006 г. количество част­ных МП сократилось на 1,4 тыс. и составило 25,4 тыс. предприятий, тогда как число государственных МП за этот же период несколько увеличилось и составило более 2,2 тыс. [19, с. 556]. Одним из объяснений роста государственных МП может служить предположение, что ведомственная принадлежность значительно упрощает лоббирование интересов и снижает издержки на ведение бизнеса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту