рефераты по менеджменту

Фирма в условиях совершенной конкуренции

Страница
3

К естественным монополиям такого типа в нашей стране относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта.

Но гораздо чаще монополии создаются искусственно. В ХV11 – Х1Х вв. европейские монархи давали исключительное право на торговлю с заморскими странами специальным Ост-Индским компаниям, поскольку предполагалось, что их легче контролировать и они принесут больше дохода, чем несколько конкурирующих между собой торговых фирм.

Монополия может сложиться и в том случае, когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролируют рынок. Так возникли монополии на рынке нефти, стали и железнодорожном транспорте в Европе и Америке в конце Х1Х – начале ХХ в.

Если крупные продавцы договариваются о том, чтобы разделить рынок между собой и назначить единую цену, такое соглашение называется картелем. В настоящее время широко известен картель ОПЕК, объединяющий, правда, не частные фирмы, а страны-экспортеры нефти.

В других случаях монополии возникают оттого, что крупные фирмы просто сливаются или поглощают свих конкурентов.

Особенно остро проблема монополии стоит сейчас в нашей стране. За годы советской власти в России было выстроено много огромных заводов, которые обеспечивали определенным видом продукции чуть ли не Сю страну. Это было сделано не только для того, чтобы получить выгоду от специализации, но и потому, что небольшим количеством крупных предприятий легче управлять из единого центра, чем многими мелкими. Пока государство определяло, сколько продукции и по какой цене должен производить каждый завод, это было терпимо. Но когда предприятия получили свободу, оказалось, что на большом количестве наших рынков существует самая настоящая монополия.

Наверное, нет такой фирмы, которая не мечтала бы попасть в ситуацию монополии. Монополиста не тревожит конкуренция, поэтому он имеет некоторую власть над покупателями. Монополисты обычно стараются поддерживать относительно высокую цену на свой товар. В отрасли, где существует конкуренция, рост цен на товар привел бы к росту величины предложения и, в конце концов, цена бы снова упала. Но при монополии приток новых продавцов невозможен. Исходя из этого, монополист сам может выбрать точку на кривой спроса, которая для него наиболее выгодна. Если на рынке существует монополия, цена на нем, как правило, выше, а объем производства – ниже, чем там, где господствует совершенная конкуренция.

Но власть монополиста над покупателем не безгранична, как бы ему этого не хотелось. Ее лимитируют размеры платежеспособного спроса и его эластичность.

Если, например, монополист поднимет цену на свой товар слишком высоко, потребители просто-напросто перейдут на товары заменители. Например, если бы в условиях монополии в нашей стране подорожали бананы, то покупатели бы перешли на яблоки и т. п. Так, при резком росте цен на железнодорожные билеты большее количество людей станут пользоваться авиа- или автомобильным транспортом. Даже у уникальных вин и сортов минеральной воды есть товары-заменители. Поэтому монополист, переоценивший размеры спроса и недооценивший его эластичность, может проиграть на снижении объема продаж больше, чем выиграет на повышении цены.

Однако как бы то ни было, присущее монополии сочетание более высоких цен с меньшим объемом производства всегда невыгодно потребителям. Вот почему в наши дни государство обычно запрещает образование монополий и ограничение конкуренции. Первые законы против монополий появились в США еще 100 лет назад. Если будет доказано, что в результате объединения двух фирм в отрасли сложилась монополия, объединение будет запрещено. В случае, когда установлен факт искусственного снижения выпуска продукции с целью повышения цен, фирма подвергается огромному штрафу, а ее руководство рискует угодить в тюрьму. Крупный производитель, захвативший значительную часть рынка своего продукта, может быть принудительно разделен на несколько независимых друг от друга компаний.

В нашей стране с 1991 года также действует «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Противоположную монополии ситуацию, когда многим продавцам противостоит один покупатель, экономисты называют монопсонией. Монопсония существует, например, на рынке труда в, так называемых, «закрытых» городах, где единственным крупным работодателем является какое-нибудь одно предприятие.

Олигополия.

Между монополией и конкуренцией находится так называемая олигополия. В олигополистических отраслях на рынках господствует несколько очень крупных продавцов. (Таковы черная и цветная металлургия, автомобильная промышленность, авиационный транспорт и т. д.) При олигополии продавцы конкурируют друг с другом, но конкуренция эта носит своеобразный характер. Дело в том, что в олигополистической отрасли, когда силы конкурентов примерно равны, фирмы стремятся избегать ценовой конкуренции, из которой неизвестно кто выйдет победителем, а убытки могут быть слишком велики. В этих отраслях производители некоторым неформальным образом (формально это запрещено антимонопольными законами) согласовывают цены на свою продукцию друг с другом. Один из способов такого согласования – «лидерство в ценах»: скажем, «Дженерал Моторз» устанавливает на свою новую модель определенную цену, а «Форд» и «Крайслер», исходя из нее, назначают на свои новые автомобили того же класса примерно ту же цену. Другой способ: цена назначается равной издержкам производства плюс заранее согласованный процент прибыли. Не ввязываясь в открытую ценовую конкуренцию, олигополисты предпочитают соревноваться между собой посредством неценовой конкуренции: повышения качества, улучшения послепродажного обслуживания.

Монополистическая конкуренция.

В тех отраслях, где сравнительно много производителей, но их продукция защищена патентом или торговой маркой и не может быть произведена другими фирмами, существует монополистическая конкуренция. Это, прежде всего, отрасли по производству модной одежды, парфюмерной продукции, косметики, бытовой химии. К примеру, никто, кроме фирмы «Кристиан Диор», не может изготовлять духи «Дюна»: их состав, название и даже форма флакона не могут быть никем заимствованы. В то же время другие компании выпускают массу духов различных составов и наименований, которые конкурируют с «Дюной» за спрос покупателя. Таким образом, каждая из парфюмерных фирм обладает монополию на все производимые ею продукты, но отрасль в целом является вполне конкурентной и свободу потребительского выбора никто не ограничивает. В отраслях монополистической конкуренции первостепенное значение имеет очень интенсивная реклама, которая должна подкрепить престиж данной торговой марки.

Совершенная конкуренция.

( Далее мы поговорим о нем более подробно, а пока дадим его общую характеристику.)

Для рынка совершенной конкуренции характерно, когда в борьбе за внимание и деньги покупателей между собой сталкиваются огромное множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из производителей не имеет возможности диктовать кому-либо выгодные для себя условия сбыта, потому что он не имеет контроля над такой долей рынка, которая позволила бы им это. В качестве примера можно привести конкуренцию между производителями сельскохозяйственной продукции или между небольшими по размеру фирмам в сфере услуг.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту