рефераты по менеджменту

Фирма в условиях совершенной конкуренции

Страница
5

Каков наилучший объем производства для данной фирмы при рыночной цене в 30 долларов? Из таблицы видно, что максимальная прибыль в 10 долларов достигается при Q=6, когда Р=МС=30 долларов.

Что будет, если рыночная цена данного товара повысится до 41 доллара? Оптимальный объем продукции фирмы повысится до Q=7 (при котором МС=41). При Р=60 долларам – до Q=8 (при котором МС=60). Говоря иными словами, ряд значений предельных издержек задает кривую предложения фирмы в краткосрочном периоде. Можно сказать и по-другому: краткосрочная кривая предложения фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, совпадает с частью кривой предельных издержек. Но какой частью? Которая превышает средние переменные издержки:

МС=Р>AVC

До этого момента предложение фирмы будет равно 0, потому что рыночная цена даже не покрывает средних переменных издержек (Р<AVC), и, следовательно, нет абсолютно никакого смысла вообще производить что-либо. В нашем примере Q=0 при цене в 20 долларов и ниже. Начиная с цены в 25 долларов, Q будет меняться в соответствии с кривой предельных издержек (рис. 3).

Почему же решения фирмы о том, производить или не производить продукцию, зависят от величины средних переменных, а не валовых издержек? Потому, что существует «золотое» правило принятия решений:

«Золотое» правило принятия решений: не обращать внимания на то, что уже невозвратно, а принимать в расчет лишь то, что изменяется и поддается воздействию. В краткосрочном периоде постоянные затраты следует отнести к невозвратным расходам и они не должны приниматься в расчет при принятии фирмой решений.

Если представить, что вы уже вложили 200 тыс. руб. (ТFC) в мини-пекарню и вам нужно принять решение, что делать дальше. Если наращивание выпечки хлеба обойдется вам в дополнительных 300 тыс. руб. (ТVC), а доход фирмы составит 400 тыс. руб. (ТR), то вам обязательно стоит оставаться на данном рынке. В этом случае мини-пекарня хоть и несет убытки (ТС>TR), однако теряет все таки меньше, чем если бы производство было вообще остановлено: 100 тыс. руб. (ТС – ТR) вместо 200 тыс. руб. невозвратных расходов (ТFC).

Фирма должна уйти с рынка, если ее валовой доход (ТR) станет меньше валовых переменных издержек (ТVC), а цена меньше средних переменных издержек (АVC).

Данное правило можно сформулировать и несколько иначе. Если фирма покрывает свои средние переменные издержки и надеется, что цена только временно опустилась ниже средних валовых издержек, она может продолжать оперировать, даже неся убытки. Однако, если даже фирма ожидает более благоприятной конъюнктуры рынка в будущем, но не может покрыть своих средних переменных издержек в настоящее время, принцип минимизации потерь требует, чтобы фирма прекратила производство. Таким образом

В условиях совершенной конкуренции кривая предложения отдельной фирмы совпадает с той частью кривой предельных издержек этой фирмы, которая лежит выше средних переменных издержек.

Кривая предложения отрасли в целом представляет собой горизонтальную сумму кривых предложения всех фирм, функционирующих в отрасли.

Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде.

Нам уже известно, что рынок совершенной конкуренции определяет рыночную цену, которую каждая из присутствующих на этом рынке фирм воспринимает как заданную. К новым рыночным условиям, отражаемым ценой, фирма может приспособиться, только изменяя объем выпускаемой продукции. В краткосрочном периоде фирма обладает некоторым количеством постоянных и переменных факторов производства. Она может менять объем продукции, только варьируя объем переменных факторов.

Как только цена изменяется, фирма меняет и объем производства. Она достигает такого уровня производства, который обеспечивает ей максимум прибыли. Такой объем производства называется оптимальным и достигается тогда, когда Р=МС (но при условии, что Р показывает АVС). Как только фирма максимизирует прибыль, у нее пропадают стимулы менять объем производства. Такое состояние называется состоянием равновесия фирмы, поскольку до тех пор, пока рыночная цена и издержки не меняются, фирме нет смысла менять и количество выпускаемой продукции: она действует максимально эффективно при заданных внешних условиях.

Цена на рынке совершенной конкуренции определяется в результате взаимодействия рыночного спроса на данный товар и краткосрочного предложения данного товара. Хотя никакая отдельная фирма не может повлиять на цену, коллективные действия всех фирм (рыночная кривая предложения), а также коллективные действия потребителей данного товара (рыночная кривая спроса) – могут. Пересечение рыночной кривой предложения и рыночной кривой спроса определяет и равновесную рыночную цену. При равновесной цене каждая фирма производит ровно тот объем продукции, при котором ее предельные издержки равны цене. Ни одной из фирм, действующих на рынке, нет смысла менять свой объем производства. Поскольку общий объем спроса равен общему объему предложения, равновесная рыночная цена в течение короткого периода остается неизменной. А это означает, что как рынок в целом, та и каждая отдельная фирма – его участник, находятся в состоянии краткосрочного равновесия.

Хотя мы знаем, что в состоянии краткосрочного равновесия отрасли каждая фирма в ней максимизирует прибыль, нам не известны размеры этой прибыли. Иначе говоря, одно дело – знать, что фирма старается достичь наилучших результатов в заданных обстоятельствах, и совсем другое – понять, насколько хороши эти обстоятельства.

В принципе возможны три состояния краткосрочного равновесия отдельной фирмы. Первое – при котором фирма несет убытки (МС=Р, но Р<АТС), однако фирма не уходит с рынка до тех пор, пока Р>AVC. В этом случае правильнее бы было говорить не о максимизации прибыли, а о минимизации потерь. Второе – при котором фирма лишь покрывает свои издержки (МС=Р, а Р=АТС). Третье – при котором фирма действительно работает с прибылью (МС=Р и Р>АТС).

Во всех трех случаях фирмы действуют максимально эффективно при заданной цене и издержках производства.

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде не все из перечисленных вариантов равновесия фирмы возможны. Ключевым элементом для понимания особенностей долгосрочного равновесия в условиях совершенной конкуренции является легкость вхождения новых фирм на рынок и ухода старых фирм. Кроме того, все факторы производства в длительной перспективе становятся переменными, и появляется возможность выбирать предприятия разных размеров.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту