рефераты по менеджменту

Фирма в условиях совершенной конкуренции

Страница
2

Наибольшее внимание экономисты уделяют конкуренции между фирмами-продавцами. Существуют два вида такого рода конкуренции.

Конкуренция

между фирмами-продавцами

Ценовая

Неценовая

Высокое качество товара, реклама

Низкие цены

Каждая из фирм-продавцов желает продать свой товар, но спрос потребителей не безграничен. Чтобы привлечь покупателя, фирма может, например, предложить более низкую цену, чем другие, конкурирующие с ним, фирмы. Это называется ценовой конкуренцией.

Неценовая конкуренция возникает, когда фирма предлагает товар более высокого, чем у других фирм, качества, организует систему послепродажного обслуживания, если речь идет о товарах длительного пользования (автомобилях, аудио-, видео -, бытовой технике и т. п.), или широко рекламирует свой продукт.

Степень развития конкуренции на разных типах рынка.

Степень конкуренции может очень сильно различаться. Это зависит от того, какие черты присущи тому или иному типу рыка

Где конкуренция развита сильнее?

Острее всего конкуренция на тех рынках, где:

1) много продавцов и много покупателей;

2) всегда можно точно узнать, по какой цене продает товар тот или иной

продавец;

3) никто и ничто не мешает новым фирмам войти на рынок, а старым -

уйти с него;

4) товар является однородным и у всех продавцов имеет примерно

одинаковое качество: зерно, цемент, бензин и т.п. (Две тонны цемента,

произведенные разными фирмами, легче могут заменить друг друга, чем

две разные марки компьютеров.)

Где конкуренция развита слабее?

Слабее всего конкуренция на тех рынках, где:

1) число продавцов или покупателей невелико, либо в отрасли есть один

или несколько «лидеров», которые по величине намного превосходят

другие фирмы. Они достаточно сильны, чтобы подчинить себе

конкурентов (навязать им свои цены), а в случае сопротивления

вытеснить их с рынка;

2) отсутствует достоверная рыночная информация, то есть неясно, кто по

какой цене продает свой товар. В этом случае продавцы могут брать с

покупателей разные цены за один и тот же товар: если покупатель не

знает, что конкурент может продать дешевле, он купит товар у первого

попавшегося продавца по высокой цене. Например, торговцы, которые

сидят у входа на базар, предлагают товар по более высокой цене, тому,

кто только входит на рынок, и сразу снижают цену, если видят, что

покупатель возвращается с базара, а значит, знает цены конкурентов;

3) существует много разновидностей продукта. Возьмем, например,

книжный рынок: продавцы детских книг на нем не конкурируют с

продавцами научной литературы, продавцы дорогих коллекционных

изданий – с продавцами детективов и романов в мягкой обложке и т. п.;

4) «выход на рынок» для новичков затруднен: для того, чтобы произвести

некоторые товары (например, автомобили), требуется построить

большой завод, купить дорогостоящее оборудование, иметь опыт

производства в данной отрасли.

Типы рынков.

По степени конкуренции в экономике выделяют четыре основных типа рынка:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия;

3) олигополия;

4) монополитеческая конкуренция.

Монополия.

На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену. Особенно ярко это проявляется в условиях так называемой монополии, когда продажу товара на рынке осуществляет один-единственный продавец. В этой ситуации у покупателей нет выбора: они либо платят назначенную монополистом цену, либо вынуждены отказаться от покупки товара.

Монополии бывают естественные и искусственные.

Вид монополии

Причина возникновения

Примеры

Естественная  

Требуются определенные (уникальные) природные условия

Производство минеральных вод («Боржоми», «Ессентуки» и т. п.), вина (определенные сорта) и т. д.

Существование возрастающей отдачи

Газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, железные дороги, почта и т. п.

Искусственная

Создание картелей

Добыча алмазов, некоторых других полезных ископаемых.

Слияние крупных фирм

Поглощение крупными фирмами более мелких конкурентских фирм

Естественная монополия может возникнуть в двух случаях. Во-первых, когда производство продукта требует уникальных природных условий, которые невозможно воссоздать в другом месте, например, минеральная вода из какого-то определенного источника или вино, которое можно приготовить только из винограда, растущего только в какой-то одной определенной местности. Такая естественная монополия встречается очень редко.

Во-вторых, естественная монополия может быть в некоторых отраслях экономики, где трудно признать целесообразным существование более одного производителя. Неразумно, например, конкурировать с имеющейся в городе системой электро- или водоснабжения (прокладывать параллельные прежним линии электропередач или водопроводные трубы). Экономисты объясняют эту ситуацию тем, что в таких отраслях существует значительная «экономия на масштабе», то есть возрастающая отдача. Например, если к уже существующей телефонной сети подключаются новые квартиры, то это не требует больших издержек. Поэтому чем больше абонентов подключено, тем меньше будут средние издержки обслуживания каждого. Другая компания, которая решить проложить свою телефонную линию в том же городе (селе, поселке, деревне), будет иметь гораздо более высокие издержки (затраты на приобретение и использование факторов производства), а отсюда следует то, что ее товар (в данном случае, услуга) будет стоить значительно дороже для покупателя (что для него, естественно, не выгодно).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту