рефераты по менеджменту

Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования

Страница
32

В сфере материального производства - подготовка и обработ­ка технической, технологической и .других видов информации для реализации инженерно-технических и управленческих решений; уп­равление деятельностью первичных звеньев производства; обеспе­чение работоспособности наиболее сложных современных техниче­ских и технологических систем и управление ими.

В отраслях социально-культурного комплекса - проведение образовательного процесса. оказание доврачебной помощи, художественно-исполнительская деятельность, организация работы куль­турологических учреждений, предоставление сервисных услуг на­селению

Содержание социального заказа мы можем найти и в других нормативных документах.

Важно, чтобы модель этого заказа являлась как бы и ориен­тиром управленческой деятельности и её предполагаемым результатом. Модель заказа в конкретном учебном заведении выражается в квалификационной характеристике специалиста.

Вот почему, работая с педагогическим коллективом, опреде­ляя его цеди, задачи работы, содержание учебно-воспитательного процесса, руководители постоянно должны отталкиваться от квали­фикационной характеристики, ставить перед собой вопрос "кого мы должны подготовить?", а уже затем - "как?", "с помощью чего?" Что же касается знаний психолого-педагогических основ учебно-воспитательной работы как условия эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, то надо отметить особую важность и актуальность этого условия. Ведь, чтобы успешно осуществлять педагогическое управление, необходи­мо осознанно подойти к своей деятельности,, осмысливая ее с по­зиций закономерностей педагогической деятельности вообще и учебно-воспитательного процесса, в частности.

Ориентиром при этом выступают требования ведущих дидакти­ческих принципов.

Если исходить из того, что стержневым по всей деятельно­сти педагогического коллектива является успешная организация учебно-воспитательного процесса, то требования дидактических принципов многогранны.

Они определяет содержание обучения, диктуют выбор форм и методов обучения, подсказывают педагогу стиль педагогического общения, поседение, реакции, выбор нужного метода, приемы воздействия на учащихся.

К сожалению, проводя экспресс-диагностику по выявлению знаний педагогических основ учебно-воспитательного процесса у заместителей директоров по учебной работе, приходится кон­статировать, что руководители не только не знают в своём боль­шинстве сами принципы и пути реализации их требований, но даже не осознают их значения для более целенаправленного, эффектив­ного управления педагогической деятельностью.

Что же такое принципы обучения (или дидактические принципы)?

Дидактические принципы или принципы обучения - это руководя­щие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требова­ний к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средст­вам и формам его организации.

Руководствуясь принципами Обучения при организации учебно­го процесса, каждый преподаватель должен знать, что их требова­ния направляют всю его деятельность: они помогают определить со­держание обучения, методы и формы обучения, они же диктуют и поведение преподавателя во время занятия.

К ведущим принципам обучения относятся следующие:

- принцип целенаправленности;

- научности;

- связи обучения с жизнью;

- систематичности я последовательности;

- сознательности и активности;

- наглядности обучения;

- доступности;

- интегративного подхода;

- воспитывающего и развивающего обучения;

- принцип прочности;

Преподавателю необходимо не только просто знать эти прин­ципу, но и реализовать их требования при организации педагогических технологий.

Главные требования:

Принцип целенаправленности. Целенаправленность учебно-воспитательной работы возможна лишь тогда, когда цели общества или "социальный заказ" преобразованы в педагогические категории - цели и задачи обучения и воспитания выражены языком содержа­ния учебного материала» содержания воспитательной работы.

По большому счету принцип целенаправленности реализуется через главную цель основных направлений развития среднего про­фессионального образования, что выражается в создании организационных, методических и содержательных основ проведения в жизнь государственной политики в области среднего профессиональ­ного образования, в ускорения его адаптации к изменяющимся ус­ловиям России.

Требования принципа целенаправленности.

- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам средних специальных учебных заведений;

- соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по спе­циальности,

Принцип научности.

Требования принципа:

- наличие у учащихся система теоретических знаний;

- достоверность фактов, явлений, закономерностей;

- научная аргументация практических выводов, действий.

Принцип связи обучения с жизнью.

Требования принципа:

- профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса;

- получение ответа на вопрос где, когда и как можно использо­вать приобретенные знания и в жизни, и на производстве.

Принцип систематичности и последовательности.

Требования принципа?

- строгое, логичное расположение учебного материала как в учеб­ной программе, так ив методах передачи знаний учащимся;

- последовательное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.

Принцип сознательности и активности.

Его требования:

- учёт "двусторонности" характера учебного процесса;

- необходимость вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески;

- эффективное включение в учебный процесс активных методов, форм обучения;

- включение учащихся в процесс самостоятельного добывания знании;

- развитие у учащихся научного мышления и профессионального твор­ческого подхода к приобретению знаний, умению самостоятельно и свободно пользоваться ими для решения конкретных производст­венных задач.

Принцип наглядности обучения.

Его требования:

- чёткое определение дидактической цели использования нагляд­ности;

- порядок и методика показа;

- выбор целесообразного количества наглядности;

- последовательность демонстрации,

- сочетание отдельных видов наглядности;

- включение учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объек­тов;

- соблюдение требований культуры показа;

- психологические требования к оформлению наглядности;

- наличие вывода преподавателя.

Принцип доступности.

Его требования:

- учет образовательного уровня учащихся;

- учет познавательных возможностей учащихся;

- учет профессиональной подготовки характера и опыта учащихся;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- учет потребностей и интересов учащихся.

Принцип интегративного подхода.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту