рефераты по менеджменту

Управление учебным процессом в колледже в период внедрения Государственных образовательных стандартов среднего специального образования

Страница
33

Его требования:

- одновременное использование различных форм и методов обу­чения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных придем.

Принцип воспитывавшего и развивающего обучения.

Его требования:

- правильное определение ведущих целей обучения: познаватель­ной, воспитывающей, развивающей;

- формирование у учащихся в ходе занятия научного мировоззрения;

- воспитание чувств патриотизма, гражданственности, гуманности, интеллигентности и т.п.;

- формирование навыков культурного поведения, дисциплинированности;

- развитие самостоятельности, инициативы, творчества;

- развитие познавательных способностей и творческих сил (уме­ние анализировать, обобщать, выделять главное, сравнивать. сопоставлять, делать самостоятельно выводы и т.п.).

Принцип прочности.

Его требования:

- эффективно реализовать требования вышеперечисленных принципов

- педагогически целесообразно и четко организовывать повторение, закрепление полученных знаний, формировать умения и навыки использования этих знаний на практике этих знании;

- систематически контролировать и оценивать приобретенные учащимися знания, умения и навыки;

- осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к уча­щимся в процессе организации учебно-воспитательной работы.

Еще раз напомним, что требования ведущих дидактических принципов распространяют свое влияние на определение содержания обучения, выбор форм и методов обучения. Посещая занятия препо­давателей с целью знакомства с уровней педагогического мастер­ства педагога, заместитель директора по учебной работе может ставить для себя задачу – проанализировать, как данный педагог реализует на занятиях эти принципы. При этом он должен не толь­ко знать, но и чувствовать, что все принципы работают на за­нятия сразу.

Рассматривая знания психолого-педагогических основ учебно-воспитательного процесса как условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе, нельзя обойти и такую важную дидактическую категорию, как”Методы обучения”.Ведь от уровня педагогического мастерства преподавателя его умения педагогически правильно, интересно проводить заня­тия зависит качество преподавания, эффективность усвоения учеб­ного материала учащимися их познавательная активность, заин­тересованность. А способы упорядоченной взаимосвязанной дея­тельности преподавателя и учащихся принято называть методами.

Методы в чистом виде не используются, они обычно сопровождаются приемами и средствами. Так, беседа сопровождается объяснением, показом, вопросно-ответными приёмами, записью и т.д.

Приём обучения - элемент, составная часть метода,

Средства обучения - это все те средства, с помощью кото­рых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, мел, средства производства, технические средст­ва и т.д.).

Способы деятельности преподавателей и учащихся различны. Отсюда и различны методы обучения. Существует большое разно­образие классификаций методов. Приведем наиболее распростра­ненные принципы классификации методов.

Схема 6

-лекция

-беседа

-рассказ

-инструктаж

-демонстрация

-упражнения

-решение задач

-работа с книгой  

По внешним признакам деятельности преподавателя

Наиболее распространенной, классификацией является класси­фикация по источнику получения знаний. Она как бы универсальная. Так, анализируя все остальные группы принципов классификации» видам» что именно эта вобрала в себя признаки остальных.

Остановимся на каждой группе методов.

Словесная группа включает в себя беседу, объяснение, рас­сказ, самостоятельную работу с книгой и т.д.

В основе использования методов данной группы лежит слово. Оно несет с собой особую роль и значение в работе преподавателя. Назовем дидактические требования, предъявляемые к слову: целенаправленность, научность (достоверность фактов, научно правиль­ные выводы), грамотность, четкость, ясность, эмоциональность чистота речи, разнообразие словарного запаса, смысловая значи­мость речи, лаконичность, точность, правильность интонации, учет ситуации, культура речи, тактичность.

В группу наглядных методов обучения входят: демонстрация плакатов, таблиц, схем, диаграмм, моделей; использование техни­ческих средств,. просмотр кино- и телепрограмм и т.д.

Главные требования, предъявляемые к данной группе: целесообразность (соответствие теме, содержанию); соответствие дидак­тической цели занятия, мера использования; очередность показа;

определение места и времени показа, умение организовать актив­ное наблюдение учащихся; учет психологических требований к изо­бражению, наглядности (шрифт, цвет. расстояние) и т.д.

Группа практических методов обучения включает в себя:

практические задания, деловые игры, тренинги, анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

К дидактическим требованиям, предъявляемым к практическим методам обучения, относятся: дидактическая целесообразность метода, связь содержания с профессиональной подготовкой уча­щихся; четкая постановка проблемы; правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленной проблемы.

Охарактеризованные нами методы обучения принято называть традиционными. Но в современных педагогических технологиях они являются базовыми так, как на их основе развиваются новые и сравнительно новые методы.

Какие же методы можно отнести, к новым?

Это и проблемное обучение, и программированное, алгорит­мизация, и информационные педагогические технология, и модульное обучение, и элементы педагогического менеджмента и т.д.

Вполне понятно, что рассматриваемое условие эффективности управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе предполагает и владение им современными педагогическими технологиями. В связи с тем, что они подробно рассмотрены нами в одноименном пособии, предложенном ОСУЗ, отсылаем Вас к нему.

Организационное обеспечение, как условие эффективности управленческой деятельности предпо­лагает функциональное определение места каждого работника учеб­ного заведения в учебно-воспитательном процессе.

Чрезвычайно ваяна в плане организационного обеспечения ра­бота такого представительного органа ССУЗ, как совета, а также органов, объединяющих педагогов: педагогические или методиче­ские советы, предметные или цикловые комиссии и т.п.

Основные задачи, функции и порядок работы этих органов оп­ределяются Уставом ССУЗ или отдельными положениями об этих ор­ганах, утвержденными первым руководителем образовательного учреждения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32  33  34  35  36 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту