Таблица 3.10.
Изменение доли рынка вина
|  
 Регионы  |   
 изменение доли в 98 году  |   
 изменение доли в 99 году  |  
|   %  |    %  |  |
|   Близлежащие регионы  |  ||
|  
 Республика Адыгея  |   
 -22,1%  |   
 -7,9%  |  
|  
 Краснодарский край  |   
 1,9%  |   
 -5,6%  |  
|  
 Ставропольский край  |   
 1,1%  |   
 -0,8%  |  
|  
 Всего  |   
 -19,0%  |   
 -14,3%  |  
|   Дальние регионы  |  ||
|  
 Московская область  |   
 11,0%  |   
 6,4%  |  
|  
 Астраханская область  |   
 -0,6%  |   
 -3,2%  |  
|  
 Санкт-Петербург  |   
 3,6%  |   
 1,1%  |  
|  
 Иркутская область  |   
 0,3%  |   
 11,4%  |  
|  
 Волгоградская область  |   
 0,7%  |   
 -0,7%  |  
|  
 Всего  |   
 15,1%  |   
 15,0%  |  
|  
 Все остальные  |   
 3,9%  |   
 -0,7%  |  
В настоящее время видна тенденция понижения доли рынка Республики Адыгея и близлежащих регионов (в 98 году – на 10,8% и 19% ликероводочной и продукции ивина плодово-ягодного соответственно, в 99году – на 28,3% и 14,3% ликероводочной и продукции ивина плодово-ягодного соответственно) и повышения доли рынка других регионов Российской Федерации (в 98 году – на 1,5% и 15,1% ликероводочной и продукции ивина плодово-ягодного соответственно, в 99году – на 25,6% и 15% ликероводочной и продукции ивина плодово-ягодного соответственно)
В настоящее время этот рынок является наиболее емким и прибыльным как с точки зрения оптового сбыта продукции так и через сеть фирменных магазинов.
Для местного рынка эффективным является мелкооптовая реализация наряду с оптовой реализацией и естественно расширение сети фирменных магазинов немаловажным. Так же не маловажным преимуществом местного регионального рынка является присутствие единого экономического пространства и единых нормативных актов, связанных, как с производством так и с реализацией товаров.
В 1998 году в целях увеличения сбыта продукции предприятия Правительство республики ввело квоты на распределение и реализацию определенного количества готовой продукции ОАО ВВЗ “Майкопский” по районам. Результатом этой необходимой акции явился более высокий уровень продаж путем непринужденного навязывания продукции.
Таблица 3.11.
Сведения о выборке квот по районам республики Адыгея
|  
 Название районов  |   
 един. Измер.  |   
 Квоты  |   
 Фактически выбрано  |   
 Процент выполне-ния (%)  |  
|  
 г. Майкоп Гиагинский район Красногвардейский район Шовгеновский район Кошехабльский район Тахтамукайский район Теучежский район Майкопский район ИТОГО : республика Адыгея  |   
 т. дал. т. дал. т. дал. т. дал. т. дал. т. дал. т. дал. т. дал. т. дал.  |   
 65,7 5,1 0,9 2,1 10,1 6,0 5,6 10,1 127,6  |   
 55,3 3,1 0,2 1,6 8,4 1,9 2,0 3,8 92  |   
 82,1 32,1 6,5 22,4 70,9 21,9 36,4 38,1 64,3  |  
Из таблицы 3.11. видно, что проводимая правительственная политика в сфере увеличения сбыта винно-водочной продукции реализуется всего на 64 %. Следует отметить, что наиболее эффективное выполнение обеспечивалось фирменными магазинами предприятия (93,3 %) Это явление можно объяснить фактором засоренности рынков со стороны нелегально ввозимой продукцией на их территорию. В связи с этим необходимо пересмотреть правовые нормы, связанные с повышением уровня выполнения предложенного государственного квотирования, в сторону определенного их ужесточения.
ОАО ВВЗ Майкопский на данный момент использует смешанный канал товародвижения винно-водочной продукции, т.е. имеет 2 канала распределения: 1) через оптовую торговлю; 2) через розничную торговлю - сеть фирменных магазинов (фирменная торговля).
Оптовая торговля включает в себя: а) сбыт продукции с территории завода ; б) сбыт продукции через фирменные оптовые базы, расположенных как на территории республики Адыгея, так и за ее пределами. До 1997 года имел место только 1 ый вариант оптовой реализации пока предприятием не был разработан план по созданию перевалочных оптовых баз для расширения географии взаимодействия предприятия и покупателя (пример – Воронежская база).
Данный канал распределения имеет трехсторонний характер:
1. При данном варианте реализуется основная часть произведенной продукции (более 80% ) и используется принцип получения от масштабов сбыта, но из-за большой дебиторской задолжности оптовая торговля приносит в среднем (по трем годам) 23% наличных денежных средств от ощего объема оптовых продаж (Таблица 3.13.);
2. Неординарность продукции в аспекте механизма отчисления акциза в бюджет. После отгрузки оптовому покупателю продукции под реализацию на срок от 10 до 20 дней (в зависимости от партии), акциз и НДС должны быть оплачены предприятием на следующий день после отгрузки. Так как только акциз составляет 22,7 % от оптовой цены предприятия, ОАО ВВЗ “Майкопский” не в состоянии оплатить данный сбор через столь короткие сроки, в результате чего формируются штрафы и растет пеня (задолженность перед бюджетом на 1.01.99г. составила 41701 тысячи рублей) ;