Из этой таблицы мы можем увидеть что при увеличении числа магазинов в 1999 году на 5 (29%) прибыль увеличилась на 57% (6,4 млн. руб.), в 1998 увеличении числа магазинов на 6 (55%) прибыль увеличилась на 10% (1 млн. руб.), данное явление объясняется тем, что Госкомимущество перестало продлевать договор на аренду помещений под магазины (ВВЗ «Майкопский» не имеет своих собственных помещений). Таким образом ВВЗ «Майкопский» в апреле лишилось 3 и в мае еще 1-го магазина, но тем не менее прибыль увеличилась на 1 млн. руб Следовательно расширение фирменной торговли одно из довольно эффективных мер по расширению сбыта
Другим главным преимуществом фирменного розничного канала распределения является возможность получения дополнительной прибыли путем торговой наценки. В целях более полного восприятия этого эффекта можно привести структуру цены на единицу продукции (в данном случае емкостью 0,5 литра).
Таблица 3.15.
Структура цены на водочную продукцию
|  
 Наименование статьи  |   
 ед. изм.  |   
 СУММА  |  
|  
 Полная себестоимость Прибыль (заложенная)  |   
 руб. руб.  |   
 5,81 0,81  |  
|  
 Оптовая цена  |   
 руб.  |   
 6,12  |  
|  
 Акциз НДС  |   
 руб. руб.  |   
 16,80 4,58  |  
|  
 Отпускная цена (опт. торговля)  |   
 руб.  |   
 28,00  |  
|  
 Торговая наценка  |   
 руб.  |   
 3,00  |  
|  
 Посуда  |   
 руб.  |   
 2,00  |  
|  
 Розничная цена в фирменной торговле  |   
 руб.  |   
 33,00  |  
Таким образом предприятие, реализуя продукцию оптовому покупателю, получает прибыль в размере 3,4 % от полной себестоимости товара, тогда как при розничной продаже предприятие обеспечивает прибыль в размере торговой наценки 10,7 % от отпускной цены плюс первоначальная сумма прибыли, то есть по мере увеличения налогов происходит возрастание конечной прибыли, что очень важно учитывать при сегодняшней политике в данной отрасли.
На основании данных бухгалтерского учета сумма торговой наценки за 1998 и 1999 года составила:
Таблица 3.16.
Сумма торговой наценки
|  
 Показатель  |   
 1998 год  |   
 1999 год  |  
|  
 Сумма торговой наценки тыс. руб.  |   
 1781  |   
 1141  |  
|  
 Сумма годовой торговой наценки на 1 магазин тыс. руб.  |   
 104,7  |   
 51,9  |  
|  
 Суммарные годовые затраты  |   
 897,9  |   
 903,7  |  
|  
 Затраты на 1 магазин  |   
 52,8  |   
 42,7  |  
В 1999 году, несмотря на увеличившийся объем розничной реализации, произошло снижение суммы торговой наценки на 640 тыс. руб Это объясняется снижением процента торговой наценки в 1999году на 5,7%. Данное явление так же является следствием того, что ВВЗ «Майкопский» не учло печального опыта предыдущего 1998 года и потеряло 4 высоко-прибыльных магазина, 2 в «Черемушках» и 2 магазина в «Центре».
Целесообразно открыть 4 фирменных магазина в этих же районах и 1 в районе «Военного городка», т.к. там отсутствуют фирменные магазины, в том числе и фирм конкурентов. Рассчитаем эффективность данного мероприятия.
Затраты на 5 новых магазинов составят 5*42,7=218,1 тыс. руб.
Сумма торговой наценки составит 5*51,9=259,5 тыс. руб.
Прибыль составит 259,5-218,1=41,4 тыс. руб.
Рентабельность данного мероприятия составит 41,4/218,1=18,7%
![]()  |  
Из диаграммы видно, что расширение фирменной торговли приносит весьма ощутимую прибыль. В создавшихся условиях предприятию необходимо пользоваться этим фактором, постепенно увеличивая свою розничную сеть на территории республике Адыгея и пытаться расширять ее за пределы республики.
Одной из проблем предприятия в сфере продвижения товара на рынок является запрет проведения рекламы на алкогольную продукцию постановлением Правительства Российской Федерации в таких средствах массовой информации, как радио и телевидение.
До 1997 года предприятие ограничивалось лишь распространение буклетов, отражающих перечень и основные характеристики продукции, по определенным регионам Р.Ф.
В 1998 году управление заводом было принято важное решение — опубликовать информацию о производимой продукции в нескольких российских печатных изданиях :
- журнал-справочник «Рынок», известный своей популярностью в 460 городах России и издаваясь общим тиражом в 50.000 экземпляров, является одним из наиболее доступных и удобных источников получения информации об основных производителях на территории Российской Федерации.
- журнал-справочник «Дон-Кубань» — один из известных и предпочитаемых изданий на территории северо-кавказского региона и прилегающим к нему территорий. Возможность доступа ограничивается 26 городами основных северо-кавказских республик, Краснодарского края и Ростовской области.
В настоящее время ОАО ВВЗ “Майкопский” выработал определенный график выхода рекламы в перечисленных печатных изданиях, используя при этом предоставляемые льготы в связи с периодическим использованием данных услуг, выраженные в бесплатных рекламных поддержках.
Исходя из сужения потребительского спроса на выпускаемую продукцию и в результате проникновения на рынки нелегальной и более дешевой продукции, предприятию, в целях сохранения существующих объемов реализации, необходимо информировать большее количество потенциальных покупателей о своем существовании и конкурентоспособности предлагаемых товаров путем расширения своей фирменной рекламы через доступные на сегодняшний день каналы.