рефераты по менеджменту

Малые предприятия

Страница
7

Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предприни­мается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомне­ний, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.

Для развития производственной и инновационной инфраструк­туры малого бизнеса необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинго-вых методов, использованием кооперативных и командных форм орга­низации бизнеса.

Важным инструментом поддержки малого предпринимательства могут стать территориально-производственные зоны (ТПЗ). Они формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышлен­ности с целью размещения на их площадях малых предприятий, для чего предлагаются незагруженные производственные мощности.

Главным координатором работы в зоне является координацион­ный совет ТПЗ, действующий на общественных началах. Основными задачами координационного совета является обеспечение условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранения рабочих мест путем координации и контроля производственной дея­тельности российских и иностранных юридических и физических лиц на предприятиях оборонного комплекса.

Небольшой опыт функционирования ТПЗ накоплен в Нижегород­ской области. Однако распространение его и на другие предприятия оборонных отраслей промышленности требует специального анализа.

Бизнес - власть: механизм взаимодействия

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами уста­новились партнерские отношения, необходима четкая схема их со­трудничества. На наш взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в но­вую экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "циви­лизованному" лоббированию через благоприятное для него измене­ние нормативных актов органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять свои функции в новых услови­ях, тем характернее для него стремление лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для его предприятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер руководимого предприятия. Наиболее активно дей­ствуют крупные предприятия. Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи мелких предприятий либо со­всем не проявляют активности в этой сфере, либо действуют в основ­ном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо отме­тить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством поли­тических действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле, финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены уси­лия большинства деловых людей "новой волны", что вполне законо­мерно, учитывая особо высокую оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты предостерегают, что по мере либера­лизации экономики у высших государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные интересы, совпадающие с интереса­ми крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого бизнеса с властными структурами всех уров­ней сегодня хорошо описываются известной в биологии моделью "хищ­ник - жертва". Если опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность прав и обязанностей предпринима­телей и государства, то теперь около 80% предпринимателей не получа­ют никакой помощи ни от центральных, ни от местных органов влас­ти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с тем, что сей­час невозможно решить большинство хозяйственных проблем без взя­ток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается деклара­тивной. Необходима целостная системная методология развития ма­лого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к ма­лому бизнесу.

Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

К вопросу о терминологии

За прошедшие несколько лет в печати, специализированной, в том числе научной, литературе и просто в кругах специалистов, дело­вых людей прочно вошли в обиход такие клише, как "малый и сред­ний бизнес", "малые и средние предприятия (МСП)", "предприя­тия малого и среднего бизнеса", "малый бизнес как сектор эконо мики", "предприниматели малого бизнеса", "предпринимательство и малый бизнес". Не касаясь пока экономического содержания, сто­ящего за этими понятиями, сделаем несколько кратких замеча­ний относительно самой терминологии и ее адекватности как орга­нике русского языка - одного из самых богатых достояний российс­кой культуры, так и международной деловой терминологии в этой области.

Прежде всего подчеркнем, что вопросы терминологии не явля­ются просто абстрактной научной или чисто филологической пробле­мой. Игнорирование того глубинного содержания на уровне подсозна­ния, которое скрывается порой за внешне безобидными словесными клише, на каком-то этапе может принести соответствующий, но неожи­данный, не всегда желаемый и справедливый результат. С Дру­гой стороны, учитывая, что при всех противоречиях развития ре­форм Россия идет по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, следует своевременно обращать внимание на вопросы деловой терминологии. В особенности это важно при введении но-Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

вых терминов, отражающих новые для реформируемой экономики России явления.

Можно отметить, что вышеперечисленные клише, а также неко­торые другие обороты, не столь широко употребляемые, как, напри­мер, "малые формы хозяйствования (МФХ)"\ не только не содер­жат в себе каких-либо смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеют совершенно определенные аналоги в де­ловом английском языке: "small business", "small businesses", "small and medium enterprises (SMEs)", "small business sector", "small business-owners", "entrepreneurship and small business".

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту