рефераты по менеджменту

Малые предприятия

Страница
9

2. Разработка государственных программ поддержки малых предприятий. Можно выделить местный, региональный, федераль­ный (национальный) и межгосударственный уровни значимости та­ких программ.

3. Налогообложение, включая местный и федеральный уровни.

4. Образование (обучение):

- бизнес-образование (ориентация преимущественно на микро­уровень - на управление малой фирмой);

- экономическое образование (ориентация в большей степени на макроэкономические аспекты МСП как сектора экономики - макро­уровень).

5 •Исследования: изучение предприятий малого и среднего биз­неса, стилей менеджмента, особенностей маркетинга и других аспектов управления (микроуровень); изучение МСП как сектора экономики и процессов управления развитием этого сектора (макроуровень).

Вместе с тем, несмотря на невозможность выработки единого универсального определения для всех перечисленных выше и возни­кающих новых задач, в ЕС уже в течение ряда лет делаются попытки

А. Колесников, Л. Колесникова

использования единого определения для решения задачи статисти­ческих наблюдений за феноменом МСП.

Более того, для решения задачи формирования единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения анализа на межрегиональном и международном уровнях в настоящее время ведется работа над двухлетним проектом по выработке единой системы статистических наблюдений за развитием МСГР. В то же время в каждой стране - члене ЕС параллельно существуют свои на­циональные подходы к определению МСП, иногда также варьиру­ющиеся в зависимости от конкретных задач.

Сущность проблемы определения размера предприятия

Р. Бруксбэнк выделяет и анализирует следующие три составля­ющие проблемы определения размера предприятия^.

Что есть размер предприятия^ В разное время разными авто­рами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера пред­приятия (организации), как, например, "масштабность операций" ("the scale of operations"), или "пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)" ("the scope of an organisation and its responsibilities"). Наиболее часто в исследовательских целях использовали показатели "число занятых", "стоимость активов" или "годовой оборот" ("объем продаж") и др. Вследствие разнообразия подходов, к тому же варьирующихся по числовым значениям тех или иных показателей, участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имели и имеют в виду одно и то же, употребляя понятия мало­го и среднего бизнеса.

Как следует измерять размер предприятия? Даже если в каче­стве ответа на вопрос: "Что есть размер предприятия?" выбирают­ся те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос!), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выб­ранных критериев неизбежно обусловливает проблему сопоставимос­ти на различных уровнях сравнительного анализа. Однако в зависи­мости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, так, например, рекламная фирма с огромным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается "средним" для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к "малому" или "крупному" в другом контексте. Сравним, например, оборот фирм в музыкальной индуст­рии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия "масштабность операций" для России и Люксембурга.

Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов: "Что есть размер?" и "Как его следует измерять?" - все еще будет оставаться нерешенным вопрос: "Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?". К. Грэй и Дж. Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: "Никакое универсальное опреде­ление малого предприятия не сможет быть достаточным для всех за­дач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фер­мер с 300-ми акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50-ю со­трудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличны­ми от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобще­ния о малых и крупных предприятиях"^.

Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

Можно выделить количественный, качественный и комбиниро­ванный подходы к определению малого и среднего предприятий.

Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов.

При этом известны определения, основанные только на примене­нии одного из данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых); может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких кри­териев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

Таблица

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь, 1995 г.)

Предприятия

Численность занятых, человек

Годовой оборот, млн. ЭКЮ

Баланс, млн. ЭКЮ

Малое Среднее

менее 50 50-250

менее 4 менее 16

менее 2 менее 8

Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises.

° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s.

спектром задач, для которых используются формальные определе­ния, •так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В дополнение к этим объективным факторам накладыва­ются и субъективные представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес.

Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса исследователей по вопросу определения размера предпри­ятия даже в национальном масштабе, так как большая часть приве­денных критериев относится к Великобритании, одной из первых за­падноевропейских стран, обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот сектор экономики.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту