рефераты по менеджменту

Малые предприятия

Страница
11

Один из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития продукта как индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство авторов рассматривают компании как предприятия, раз­вивающиеся начиная от малой фирмы, ориентированной на производ­ство одного продукта, до крупной с ориентацией на диверсификацию

Таблица

Вариант качественного определения размера фирмы по X. Велу (1980 г.)

Малый бизнес

Крупный бизнес

Малый - средний бизнес

Средний крупный бизнес

Цели

^ >:

Определяются рынком, интуи­тивно, с импровизациями

Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно

Корректируются рынком и стратегией, изобретательно

Доминирование на рынке, сис­тематически и стратегически

Менеджмент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с клю­чевыми партнерами, специ­алистами

Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов

Командный, большая команда специалистов, функциональ­ная оргструктура, консульта­ционная структура

Продукт

Нет планирования, нет марке­тинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследо­ваний

Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические маркетин­говые исследования

Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования

Персонал

Личные отношения "босс-сотрудник" по принципу "бо­льшая семья", высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов, нет СТК

Личные отношения "нанима­тель - коллектив сотрудников", некоторая степень вовлечен­ности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК

Отношения сотрудничества, организационная "среда", некоторая степень мотивации, усиление влияния профсою­зов, совет трудового коллек­тива

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК

Финансы

Семья, банк, акции

Семья, банк

Семья, банк

Банк, акции

своей деятельности по производству большого числа продуктов (техно­логий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристи­ки этапа развития продукта используется "коэффициент специализа­ции" ("specialisaion ratio), равный отношению годового дохода фир­мы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Преимуществами качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практи­ческого его применения, обусловленная, в частности, трудностью до­ступа к внутрифирменной информации для определения ряда харак­теристик, таких, например, как "система менеджмента", а также дос­таточно широкий спектр самих критериев.

Чисто качественное определение малой фирмы можно сформули­ровать посредством выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот подход интересен прежде всего тем, что рассматривает малую фирму не как уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой каче­ственно отличается от крупных предприятиий следующими специ­фичными чертами: высокой степенью неопределенности; потенциаль­но более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и адаптируемостью к изменениям.

Комбинированный подход. Характерным примером комбиниро­ванного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явив­шемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения пробле­мы развития малого бизнеса^. В нем приведены результаты сравни­тельного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в раз­ных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы МСП в международном контексте.

Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Бол-тонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "ста­тистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следую­щим трем условиям:

- фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыноч­ном пространстве ее сферы деятельности;

- управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соуч­редителями) лично, а не посредством формализованной управленчес­кой структуры;

- фирма является независимой (не представляет собой часть круп­ного предприятия).

Статистическое определение (табл. 5) предполагалось использо­вать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой

А. Колесников, Л. Колесникова

национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изме­нений соответствующих показателей во времени и обеспечения воз­можности проведения сопоставлений на международном уровне.

Данные таблицы 5 иллюстрируют также использование различ­ных определений для разных отраслей и вариации одних и тех же "критериев малости" для различных сфер деятельности.

Таблица 5

Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета

Отрасли

Определение

Промышленность

Число занятых не более 200

Строительство, добыча

 

полезных ископаемых

Число занятых не более 25

Розничная торговля, услуги

Оборот не более 50 000 ф. ст.

Продажа автомобилей

Оборот не более 100 000 ф. ст.

Оптовая торговля

Оборот не более 200 000 ф. ст.

Транспорт

В собственности фирмы не более

 

5 транспортных средств

Общественное питание

Все самостоятельные предприятия,

 

исключая чьи-либо отделения и

 

предприятия, управляемые

 

пивоваренными заводами

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту