рефераты по менеджменту

Малые предприятия

Страница
6

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенчес­кие настроения и не стимулирует легальное расширение производ­ства. Этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависи­мость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все но­вых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к одновременному сочетанию двух жизненных филосо­фий - честной и нечестной. (При этом человек и государство остают­ся как бы врагами.) Поэтому вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

А дополнительные частные и государственные инвестиции в ма­лый бизнес? Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем инвестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но отрицательные последствия такой арифметики - дисбаланс интересов - неизбежны.

Целесообразно законодательно установить для малых предпри­ятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприят­ную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе.

Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс становления малых форм предприниматель­ства будет чрезмерно длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они будут, но есть государственная собствен­ность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аук­ционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благо­приятным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и све­дение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств в государственные и региональные фонды мо­гут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через обли­гационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностран­ных, инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность (ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообраз­но создать банк данных по предприятиям различных форм свбствен-ности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, ко­торая должна стать источником информации об имеющихся возмож­ностях и условиях инвестирования в создание новых предприни­мательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых произ­водственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ре­сурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватиза­ции нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки

малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фон­ды, которые могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объедине­ние) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благо­приятных условий для привлечения иностранного капитала к учас­тию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому предпринимательству, включая предостав­ление права на владение контрольным пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных тер­риториях межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как при формирова­нии финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В част­ности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

Производственная и инновационная инфраструктура малого предпринимательства

Нельзя забывать и о создании определенных условий для само­стоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значитель­ным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.

Развитию малого бизнеса может послужить и интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, дол­госрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта про­мышленной организации является создание гарантированных рын­ков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финан­сово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

Широкое распространение сети бизнес-инкубаторов и других инновационных структур - другое условие успешного развития мало­го бизнеса в России. Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная

роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благососто­яния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости пред­принимательства и падения инновационных стимулов следует уде­лить особое внимание разработке законодательных актов, регламенти­рующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-техничес­ких проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисковости этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-ис­следовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприяти­ям производственные площади, оборудование для выполнения науч­но-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту