рефераты по менеджменту

Руководство и культура организации

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ.

Рыночная система хозяйствования требует радикальных изменений системы управления экономикой. Это обусловлено тем, что каждый объект управления имеет свою специфику, которая требует адекватную систему управления. Как объект товарно-денежных отношений современная организация обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом она должна сформировать такую систему менеджмента, которая была бы эффективной в ее конкурентной борьбе на рынке.

К основным элементам системы управления предполагаем отнести:

* механизм управления,

* структура и культура организации,

* процесс управления,

* развитие менеджмента и искусство управленческой деятельности.

Организация рыночной культуры хозяйствования самостоятельно принимает решение: Что? Как? Кто? Для чего? Это обуславливает самостоятельно формировать цели и задачи, разрабатывать стратегию (бизнес-план) и политику своего развития, изыскивать необходимые для того средства (материальные, финансовые и трудовые), создавать при этом необходимую структуру и культуру организации.

Особая роль в менеджменте организации отводится профессионализму управленческого персонала. Тождественно слову ²менеджмент² мы их называем МЕНЕДЖЕРЫ.

Для эффективной системы управления нужен ²эффективный менеджер². Это человек, обладающий стратегическим мышлением, способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные и управленческие. В такой постановке для менеджера ложно представление, что ²люди в организации имеют одинаковые потребности². Владея искусством и опытом, эффективный менеджер управляет, делая работу, необходимую для достижения цели организации, другими руками: руками своих подчиненных.

Едва появившись на свет, человек становится частицей какого-либо коллектива, над ним появляется начальник (а иногда и не один), а точнее руководитель. Руководитель- человек, который направляет, помогает не сбиться с пути, идти к точно намеченной цели, и при этом принимать на себя ответственность за возможные ошибки. Сначала коллективом становится семья, а руководителями- родители. Затем- это группа в детском саду и воспитатель, класс и любимый учитель и т.д. Вступая во взрослую жизнь, человек выбирает для себя профессию и начинает заниматься любимым делом. Он попадает в коллектив и здесь впервые сталкивается с проблемами взрослых. А проблему эту можно охарактеризовать одной строчкой из старой песенки: ²А сегодня папа печальный - у папы плохой начальник².

Как часто можно услышать сетования на ²сухих², ²бездушных², ²не понимающих сегодняшней ситуации² начальников. И очень трудно определить, что же действительно верно: утверждение ²Свита делает короля² или ²Все могут короли²? А ответ лежит почти на поверхности. Действительно, есть плохие руководители, в чьих руках ²не звучит даже прекрасный инструмент² (хороший коллектив), но есть и хорошие, талантливые, мудрые, под чьим руководством даже ²безнадежные² коллективы (с расшатанной дисциплиной, с полным отсутствием инициативы и творческого начала, со сложным микроклиматом) добиваются успехов и достигают определенных высот в своей профессиональной деятельности.

Иметь хорошего руководителя - большое счастье. Но что значит быть хорошим руководителем? На чем основывается руководство коллектива, и что определяет его стиль? Можно ли этому научиться? Или это талант, который дается при рождении?

Время, в которое мы живем - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни - это период от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку.

Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Очень важны эти изменения в организации. Организация составляет основу мира менеджеров, которые формируют ее культуру.

Предметом исследования в данной работе является культура организации. С термином ²культура² часто связывают музыку, живопись, древние цивилизации, но в современной жизни этот термин используется гораздо шире. В 80-е годы много говорилось о необходимости развивать движение в экономической и социальных сферах, от ²культуры зависимости² к ²культуре общего предприятия².

Когда мы применяем такое понятие ²культуры² к организациям, мы снова строим на идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются, например, в преобладающем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, образе самой организации. Каждому, кто знаком с различными организациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям - и все эти факторы зависят от истории организации, ее традиций, ее настоящего положения, технологии производства и т.п. В этом смысле культура магазина, торгующего в розницу, отличается от культуры машиностроительного завода и от культуры футбольного клуба. Именно эти отличия и будут предметом рассмотрения в данной работе.

На примере конкретного предприятия постараемся раскрыть сущность понятия ²культура², дать аналитическую характеристику, выявить проблемы и предложить мероприятия по ее изменению, которые бы были достаточно эффективными и отвечали окружающей действительности, и кроме того, позволяли бы организации успешно адаптироваться в рыночных условиях.

По существу, все вышеизложенное и определило структуру данного учебного пособия.

РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ. НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

Инструменты руководства.

Сила, влияние, власть - эти три слова часто путают в повседневной жизни. Но их необходимо различать.

Сила - это возможность влиять на других, это условие, с помощью которого один человек может заставить другого думать или поступать определенным образом. Силой обладает отдельный человек или группа.

Влияние - это процесс, при котором один человек пытается заставить другого сделать что-либо или думать определенным образом, иначе этот человек не будет это выполнять. Эффективно влиять можно только с позиции силы.

Власть - это право использовать силу для управления поведением других; существует официальная или законная власть. Которая вытекает из официальной роли или положения.

Очень важно представлять разницу между вышеназванными понятиями. В повседневном разговоре люди часто говорят о ²власти², когда нужно говорить о ²силе². Это происходит потому, что используя слово ²власть². Они подразумевают, что их сила официальна и принята. Силу следует рассматривать, как источник влияния. В любой конкретной ситуации сила становится властью, когда она может быть признана или является официальной. Руководители и менеджеры разных уровней имеют силу, которая узаконена и может стать властью, а выбор способов влияния на коллектив будет зависеть от того, какой силой они обладают.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту