рефераты по менеджменту

Реструктуризация предприятий

Страница
1

Глава 1. Современные этапы реструктуризации российских предприятий

Предпосылки реструктуризации отечественных предприятий

Современный этап развития российских предприятий характеризуется рядом позитивных изменений, к одному из которых можно отнести стремление улучшить свои экономические показатели за счет реформирования своих производственных и управленческих систем.

Предприятие (с точки зрения системного подхода) представляет собойдинамически взаимодействующую с внешним миром сложную экономико-социальную систему, спроектированную для достижения конкретных целей, состоящую из связанных и управляемых элементов, производящую определенный продукт и потребляющую ресурсы. Модель предприятия или компании, рассматриваемая под таким углом зрения, представлена на рис.1 [77].

Таким образом, на поведение компании оказывают влияние следующие факторы:

- политические (законодательство, политическая стабильность, формы собственности),

- экономические (уровень жизни, капитал, поставщики, потребители, конъюнктура рынка, цены).

- правовые (законодательные требования к организации бизнеса, к налого­обложению),

- социальные (нормы поведения, уровень образованности),

- ресурсные (люди, природные ресурсы, территория, инфраструктура),

- технологические (развитие науки, развитие технологии),

- стратегические (экономичность, конкурентоспособность, внедрение нововведений),

- миссия (предлагаемые товары/услуги, группы потребителей, место и роль на рынке, технология, философия, имидж),

- структурные факторы (структура и функции, человеческий фактор, организационные характеристики и неформальная структура организации).

Каждое предприятие рано или поздно под воздействием внешних факторов (изменения спроса на про­дукцию, появления новых технологий и др.) сталкивается с необходимостью изменения своих структур (производственной, организационной, информационной, финансовой) и комплексного изменения функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы.

Стихийное преобразование отечественных предприятий началось сра­зу после начала экономических реформ. Но в силу чрезвычайно стремительной перемены условий хозяйствования и неподготовленности руководителей предприятий, усилия последних по реформированию своих предприятий чаще всего имели бессистемный характер, что во многом объяснялось новизной, необычностью ситуации.

Рис. 1. Взаимодействие внешней и внутренней среды

проекта реструктуризации [40, С. 18]

К типичным недостаткам управления, сложившейся на многих отечественных предприятиях в настоящее время, можно отнести:

- чрезмерная замкнутость структурных подразделений на первых руководителей и, как следствие, перегрузка последних (невоз­можность выполнять свои функциональные обязанности);

- наличие множества заместителей генерального директора и директоров с размытыми и пересекающимися диапазонами от­ветственности;

- в системе управления основное внимание уделяется кратко­срочным результатам деятельности, что сужает горизонт стра­тегических решений, изменения внутренней организационной структуры носят во многом хаотичный характер, новые подраз­деления часто создаются не по экономическим причинам (на­пример, чтобы привлечь или удержать определенного руково­дителя, повысив его формальный статус);

- на фоне удорожания ресурсов и резкого сокращения возмож­ностей повышения цен на выпускаемую продукцию не стано­вятся первоочередными целями большинства предприятий повышение производительности труда, ресурсосбережение и в целом рост эффективности производства с созданием содействующих этой политике структур;

- сохранившаяся высокая концентрация полномочий по приня­тию решений у руководства сочетается с рядом специфических моментов — отсутствием долгосрочной стратегии, конфликтом менеджеров и собственников, нежеланием допускать инвесто­ра на предприятие и др.;

- отсутствие информационной поддержки предприятия, в частности его коммерческой и финансовой деятельности;

- отсутствие или формальная работа жизненно важных финансово-экономических служб, слабо развитые аналитические и плановые службы;

- отдельные аспекты единой службы работы с персоналом либо отсутствуют, либо разнесены по функциональным подразделе­ниям с различными уровнями подчиненности (отдел кадров, от­дел работы с персоналом и отдел организации труда и заработной платы);

- отсутствие службы управления изменениями, которая должна в каждый момент времени обеспечивать ориентацию предприятия на требования внешней среды [75].

Переход к рыночным отношениям, формирование товарных, финансовых рынков и конкуренция предъявили новые, жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, в следствии которой происходят глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, а в конечном итоге улучшаются финансово-экономические показатели.

В специальной литературе нет единого толкования термина реструктуризации, но процессы изменений в организациях в порядке их усложнения рассматриваются в следующем порядке: реорганизация → реформирование → реструктуризация [66, С.138].

В российской практике хозяйственной деятельности за последнее время широко использовалось понятие «реформирование предприятий», при том, что многие из исследователей или практиков термин «реформирование» стараются трактовать по-своему. В результате часто происходит смешение различных понятий и используется несколько однобокая трактовка «реформирования».

Смещение понятийных акцентов начинается уже с официально выпускаемых документов. В частности, в сборнике документов [56, С. 25] реформирование представлено как изменение принципов действия предприятий, направленное на их реструктуризацию. В «Типовой (примерной) программе реформы предприятия» [64] говорится о достижении цели реформирования путем реструктуризации предприятия.

Вместе с тем, в коллективной монографии «Ре-структуризация предприятий и компаний» [40, С. 32], опираясь на официальную трактовку понятия «реформирование предприятия», делается вывод о том, что реструктуризация является основным, и с этим нельзя не согласиться, средством реформирования предприятия. В то же время далее авторы делают ремарку и в пользу реструктуризации как главного фактора реформирования — «возможно это единственное средство реформирования предприятия».

Другие авторы, в частности, В.Н. Тренев, В.А. Ириков, С.В. Ильдеменов ставят рядом оба понятия «реформирование» и «реструктуризация». По мнению этих авторов, реформирование относится к стратегии и реорганизации предприятия, а реструктуризация — главным образом к изменению структуры предприятия и создаваемой им продукции [52, С. 28]. Однако, можно с большой долей уверенности сказать, что реструктуризация — это далеко не единственное средство реформирования предприятия, а приведенная градация действий, соответствующих названным понятиям, не совсем корректна. Наиболее близки авторам настоящей статьи позиции относительно реформирования предприятий, изложенные В.Г. Крыжановским [31, С. 9].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту