рефераты по менеджменту

Реструктуризация предприятий

Страница
3

— форм организации производства, труда и управления;

— уровня специализации, кооперирования и комбинирования производства;

— размеров предприятия;

— формы собственности и т.д.

Кроме указанных на продолжительность той или иной стадии и характер реструктуризации оказывает влияние фактор внешней среды:

— конъюнктура рынка;

— экономическая политика государства;

— научно-технологическое развитие;

— позиция профсоюза и т.д.

Реструктуризация выполняет две важнейшие функции. Во-первых, с ее помощью приводятся в оптимальное соотношение все факторы производства. Во-вторых, реструктуризация служит средством адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечения баланса между внутренней структурой предприятия и внешней средой [72, С. 269].

При осуществлении реструктуризации, предприятие преследует следующие цели:

- преодоление убыточности, достижение нормативного уровня рентабельности;

- получение прибыли, величина которой достаточна для поддержания и раз­вития производственной базы;

- постепенное погашение долговой задолженности;

- последовательное снижение издержек производства и обращения, не свя­занных с повышением качества продукции, увеличением объема производ­ства и освоением рынков;

- проведение структурной, ценовой, научно-технической политики, способ­ствующей сохранению устойчивого положения компании на рынках сбыта профильной продукции;

- реструктуризация системы управления компанией, преобразование аппара­та управления, изменение его функций в соответствии с задачами обеспече­ния эффективного, конкурентоспособного производства.

Программные мероприятия должны распространять свое действие на преоб­разование технологии и организации производства, производственного аппарата компании, финансовых и материальных активов, заемных средств, маркетинго­вой деятельности, организации и организационно-правовых форм управления компанией. Особое внимание необходимо уделять инвестиционной части про­граммы, содержанию и финансированию инвестиционно-инновационных проек­тов, без разработки и реализации которых трудно надеяться на успех значитель­ных программ реструктуризации [52, С. 521].

Реструктуризация может затрагивать все стороны деятельности предприятия, его структурные компоненты. Совокупность указанных элементов известна как модель 7-С, разработанная Т. Питерсом. Сюда входят:

· Стратегия предприятия (долгосрочные цели и средства по их достижению);

· Структура (состав подразделений предприятия и связи между ними);

· Системы и процедуры (подсистемы, функции и процедуры управления предприятием, включая технологию подготовки и принятия управленческих решений);

· Состав персонала (описание структуры кадров предприятия);

· Стиль (характеристика форм деятельности работников аппарата управления предприятия);

· Совокупность навыков персонала (кадровый потенциал предприятия);

Совместно разделяемые ценности (важнейшие нравственные и морально-этические нормы, принятые на предприятии, создающие имидж предприятия) [72, С. 269].

Также существует ряд факторов, противодействующих проведению реструктуризации на предприятии:

1. Социальные факторы. Резкий пересмотр политики занятости на предприятиях может негативно сказаться на структуре рабочих мест, вызвать увольнение и, как следствие, социальную напряженность в обществе. Это отвечает главному требованию государства к реформируемым предприятиям – сохранению текущего уровня занятости.

2. Реструктуризация сама по себе является достаточно рискованным процессом, производством которого реально существующий, но неудовлетворительно работающий хозяйственный механизм заменяется новой искусственно созданной моделью, что в условиях нестабильной экономики может привести к результатам, противоположным ожиданиям. Данное обстоятельство вызывает недоверие у работников к реструктуризации.

3. Проведение реструктуризации на предприятиях невозможно без соответствующих изменений на макроуровне.

4. Не способствуют реструктуризации такие субъективные факторы, как ограниченная поддержка государством политики реформ на микроуровне, недостаточная обеспеченность реформ нормативно-правовой документацией, отсутствие квалифицированных специалистов по реструктуризации, плохое финансовое положение предприятий, сохраняющаяся изолированность отечественных предприятий от зарубежных рынков капитала [72, С. 270].

Чаще всего реструктуризация оказывает положительное влияние на следующие показатели:

— эффективность управления;

— производительность труда;

— качество и конкурентоспособность продукции (работ, услуг);

— объем реализации;

— уровень оплаты труда;

— организацию труда и технику безопасности;

— психологический климат в коллективе;

— влияние работников на управление;

— кадровую политику;

— отношения с партнерами и контрагентами;

— инвестиционную привлекательность предприятия;

— отношения с органами государственной власти;

— рентабельность и финансовое положение предприятия.

Таким образом, мы можем говорить, что основной целью реструктуризации предприятия является изменение его структурных компонентов и их связей, которое позволяет устойчиво функционировать в изменившихся рыночных условиях.

Государственная политика в области реструктуризации предприятий

В экономической жизни страны государство выступает как орган, устанавливающий правила проведения хозяйствующих субъектов на рынке и определяющий условия функционирования рыночных субъектов при помощи инструмента обязательных предписаний.

Одной из острых экономических проблем, в условиях современной экономики, является оздоровление финансово-экономической деятельности предприятий и повышение их инвестиционной активности [71, С. 248]. Отсутствие данных фактов определяется оп средствам неэффективного управления предприятиями в кризисный период; высоких процентных ставок по банковским кредитам; отсутствием условий для инвестиций; несоответствием качества ранее выпускаемой продукции современным требованиям и уровню цен; опережающим ростом цен на услуги монополистов.[34, С. 267].

В решении этой проблемы условно можно выделить три направления:

1) совершенствование управления, т.е. решение комплекса задач, относящихся как к корпоративной (совместной) деятельности предприятия, так и к образцам экономического проведения руководителей предприятий и их объединений;

2) совершенствование технологии решения экономических и финансовых задач (вовлечение в оборот иммобилизованного, омертвленного основного и оборотного капитала, упорядочение использования амортизационного фонда, развитие механизмов и условий кредитования под залог имущества и пр.)

3) корректировка мер в рамках политики санации предприятий в соответствии с конкретным содержанием задач их оздоровления [71, С. 249].

Повышение конкурентоспособности российских товаров на отечест­венном и внешнем рынках уже давно поставлено в центр реформ в стране и ее промышленной политики, однако обеспечение конкурентоспособно­сти отраслей экономики и российских предприятий - товаропроизводите­лей еще не получило должного внимания законодательных и исполни­тельных органов власти. В этой связи не случайно в число приоритетов программ развития в рамках государственной и структурной политики России включена задача повышения конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооператив­ных связей с иностранными компаниями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту