рефераты по менеджменту

Реструктуризация предприятий

Страница
5

К числу таких директив, отраженных в законодательстве можно отнести следующие:

1. Ограничения, касающиеся создания, реорганизации и ликвидации предприятий. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22,03.1991 г. (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 № 122-ФЗ) определяет, что слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа. Отсутствие такого согласия является основанием для ликвидации предприятий в судебном порядке по иску антимонопольного opгaна[1]. Указ Президента Российской Федерации № 1392 от 16.11.1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» запрещает слияния и присоединения в следующих случаях: если сливающиеся предприятия реализуют аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги) и их совокупная доля на соответствующем рынке превышает 35%, либо если их слияние (присоединение) приводит к расширению рынка, на котором действует какое­ либо из них; если одно из сливающихся предприятий является потребителем товара (работ, услуг), производимого другим, и доля последнего на соответствующем рынке составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первым соответствующего товара (работ, услуг); если одно из сливающихся предприятий осуществляет сбыт товара (работ, услуг), производимого другим, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более35% либо превышает долю последнего.

2. Ограничения, касающиеся приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляется приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании[2]. Указ Президента Российской Федерации № 1392 вводит понятие поглощение: «Поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией (если это не имело места ранее), а поглощаемое - ее дочерним предприятием. При этом, поглощение предприятия не допускается в следующих случаях: если поглощаемое предприятие и холдинговая компания или другие ее дочерние предприятия реализуют третьим лицам аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги); если холдинговая компания или какие-либо из ее дочерних предприятий являются потребителями товара (работ, услуг), производимого поглощаемым предприятием, и доля последнего на соответствующем рынке, составляет более 35% либо превышает существующий в момент слияния уровень потребления первыми соответствующего товара (вида работ, услуг); если поглощаемое предприятие осуществляет сбыт товара (работ, услуг), производимого холдинговой компанией или каким-либо из ее дочерних предприятий, и доля первого на соответствующем рынке в момент слияния составляет более 35% либо превышает долю последних.

3. Ограничения, касающиеся передачи имущества между хозяйствующими субъектами. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляется получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектам (группой лиц). Основных производственных средств или не материальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество[3]. Причем предварительное согласие на осуществление сделок, указанных как во втором, так и в третьим пунктах, требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу указанных лиц превышает 200 тысяч установленных минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 5 процентов, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного вторым и третьим пунктами, приводящие к ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

4. Ограничения, касающиеся реорганизации юридических лиц в рамках процедуры их банкротства. Статья 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. определяет, что органы управления должника (в рамках стадии наблюдения) не вправе принимать решения о реорганизации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.

5. Ограничения, касающиеся необходимости сохранения ликвидной структуры баланса. Данное ограничение нельзя назвать строгим предписанием, несоблюдение которого тут же повлечет либо ликвидацию предприятия в судебном порядке, либо признание недействительными сделок, приведших к снижению ликвидности. Однако в соответствие, с Системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, введенной Постановлением Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 498 от 20.05.1994 г., показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет Значение менее 0,1. В свою очередь таких показателей «легко добиться, проводя неверную политику управления структурой активов

предприятия. А это в свою очередь при наличии известных признаков банкротства может привести к плачевному исходу в истории развития предприятия.

Кроме существующих ограничений, касающихся реструктуризации­ предприятий как имущественных комплексов, существует ряд нормативно-правовых актов, способствующих такому реформированию. Это прежде всего – блок законодательства о финансово-промышленных группах. Одним из первых нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу деятельности, стал Указ Президента Российской Федерации № 2096 от 05.12.1993 г. «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». В целях обеспечения структурной перестройки российской экономики, ускорения научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности российских предприятий, повышения управляемости народного хозяйства и проведения активной промышленной политики в условиях приватизации, Президент РФ постановил одним из пунктов Указа утвердить «Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания». Позднее Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. дал полное определение данного понятия. Под финансово-промышленной группой стали понимать совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества; либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест[4].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту