рефераты по менеджменту

Реализация принципа процессного подхода на СМП

Страница
3

«Международные стандарты семейства ISO 9000 основываются на понимании того, что всякая работа выполняется с помощью процессов. Каждый процесс имеет вход. Выход – продукция материальная или нематериальная. Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет ценность. Каждые процессы включают определенным образом трудовые и/или другие ресурсы. Выходом может быть, например, фактура, программный продукт и т.д.

Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.

Процессом необходимо управлять по двум направлениям: через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации, и через качество продукции или информации, протекающих внутри структуры.

Сеть процессов в организации. Каждая организация существует для выполнения работы по добавлению ценности. Работа выполняется посредством сети процессов.

Любая организация, как правило, многофункциональная. Однако при всей сложности большинства организаций важно выделить основные процессы, упростить и расставить процессы в зависимости от приоритетов с целью общего руководства качеством.

Организации необходимо определить, организовать и управлять своей сетью процессов и взаимодействием. Организация создает, улучшает и обеспечивает постоянное качество в своих предложениях с помощью сети процессов. Это – коренная концептуальная основа стандартов ISO 9000. Процессы и их взаимодействие должны подвергаться анализу и непрерывному улучшению.

Для выяснения взаимодействия, ответственности и полномочий у каждого процесса должен быть владелец – лицо, несущее за него ответственность. Качество процессов, за которые ответственно исполнительное руководство, таких, как стратегическое планирование, является особенно важным.

Система качества функционирует посредством процессов, которые существуют как внутри, так и во взаимодействии функций. Для эффективности системы качества эти процессы и соответствующие ответственность, полномочия, методики и ресурсы следует определить и развернуть на постоянной основе. Система является чем-то большим, чем сумма процессов».

Из этого , прежде всего, следует, что процессный подход, включенный редакцией 2000 г. в перечень обязательных требований МС ISO 9001, никоим образом не является чем-то новым даже для стандартов серии 9000. Смысл, основное назначение процессного подхода, вытекает из приведенного текста ISO 9000-1 и состоит в том, чтобы получать результат на выходе. Именно результат является цепью организации и каждого отдельного процесса. И именно большая нацеленность на результат (выход отдельного процесса и всей организации как цепочки процессов) – одно из отличий стандартов ISO 9000:2000 от предыдущих редакций.

Вот определение понятия «процесс», приводимое в ISO 9000:2000: "процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы". То есть на самом деле, кроме "входов", ничего в процесс не входит. И приказы, и документация, и персонал, и все другое, что оказывает влияние на "входы", – это "входы" процесса. Именно так рассматривается управление в "методе черного ящика", лежащего в основе процессного подхода.

Существенный аспект процессного подхода при внедрении МС ISO 9001:2000 в организации в том, что каждый процесс является одним из элементов системы менеджмента качества (СМК).

Если в стандартах редакции 1994 г. речь прямо шла о 20-ти элементах системы качества, то в тексте редакции 2000 г. ни количество, ни перечень элементов не приводятся. Тем не менее, СМК – есть совокупность элементов. Поэтому естественным практическим шагом любой организации является определение этих элементов.

Один из возможных вариантов перечня состава элементов СМК организации:

-политика организации в области качества;

-персонал организации;

-ресурсы (финансы, здания, оборудование, приборы, оснастка, транспорт, энергообеспечение, связь);

-процессы;

-документация и т.д.

После разработки подобного перечня целесообразно назначить ответственных работников организации за состояние каждого элемента. Этот же подход целесообразно реализовывать и при решении важнейшей (с точки зрения организации внедрения МС ISO 9001:2000) практической задачи организации – идентификации и группировки процессов.

Требования к процессному подходу в международных стандартах качества для организации МУ ССМП

Основу процессного подхода составляет необходимость не только выделения из совокупности процессов наиболее экономически значимых, но и постоянной оценки соотношения "вход – выход", т.е. "ресурсы – результат", всех процессов, функционирующих в рамках системы качества. Следовательно, с экономических позиций применение концепции процессного подхода должно способствовать повышению экономических результатов деятельности.

Сегодня среди менеджеров всех уровней сформировалось понимание, что основные резервы в повышении эффективности бизнеса лежат именно в области оптимизации бизнес-процессов.

Описание: 20_Suleymanov_image3

Рис.4. Модель СМК, основанной на процессном подходе

Процессный подход в управлении позволяет серьезным образом повысить конкурентноспособность и гибкость предприятия, сделать его более адекватным к изменениям на рынке, принципиально улучшить качество продуктов и услуг. Он заставляет устранить фрагментарность в работе, организационные и информационные разрывы, дублирование функций, нерациональное использование материальных и людских ресурсов, а также значительно сократить операционные издержки.

Успешное внедрение процессного подхода – непростая задача. Здесь принципиально важно использовать профессиональные инструментальные средства, позволяющие описывать и анализировать бизнес-процессы, делать их более прозрачными и управляемыми.

Необходимо понимать, что сами по себе процессный и системный подходы не являются конечной целью реинжениринга и реорганизации – это механизмы для достижения основных бизнес- целей компании, одной из которых является реализация качества производимого продукта или услуги.

Как добиться, чтобы система качества учитывала пожелания пациентов и была эффективным механизмом обеспечения высокого качества медицинской услуги?

Решить вопрос повышения качества медицинских услуг можно при помощи внедрения в медицинские учреждения современных систем управления, в частности системы управления качеством на базе международных стандартов качества ИСО 9000. Когда говорят о «стандартах серии ИСО 9000», имеют в виду три международных стандарта: ИСО 9000: 2008 «Системы управления качеством, основы и терминология», ИСО 9001: 2008 «Системы управления качеством, требования», ИСО 9004: 2008 «Системы управления качеством. Руководство по улучшению и повышению эффективности». Функционирование такой системы управления ориентировано на удовлетворение потребностей пациентов и постоянное улучшение качества медицинских услуг. Очевидно, что ознакомившись со стандартами, вы не получите четкого ответа по поводу практического использования стандарта в медицине, поскольку они описывают общие механизмы взаимодействия процессов. Стандарт качества серии ИСО 9001 применим в медицинских учреждениях как базовый, с обязательной разработкой и внедрением внутренних документов, в зависимости от специфики работы медицинского учреждения. Стандарт ИСО 9001 базируется на двух методологических аспектах: 1) процессном подходе и ориентации на потребителя (пациента) и 2) удовлетворении ожиданий потребителей (пациентов). Внутренняя документация по качеству описывает взаимодействия процессов и услуг в соответствующих протоколах, положениях, инструкциях и т. д., а также предполагает обязательный мониторинг и контроль всех процессов с анализом полученных результатов, целью которого является постоянное улучшение качества и выбора оптимальных и эффективных методик оказания услуг.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту