рефераты по менеджменту

Реализация принципа процессного подхода на СМП

Страница
2

Например, одна и та же организация может быть представлена как:

-организационная структура;

-сеть процессов, из которых состоит деятельность организации;

-инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации) и т.д.;

-персонал, реализующий деятельность предприятия;

-совокупность и структура информации, которая создается и обрабатывается в процессе функционирования организации.

Общепризнанно, что ключевой для целей общего руководства является представление объекта в виде сети процессов, определяющих его миссию. Действительно, каждая организация или система создаются для того, чтобы создавать добавленную стоимость. Представление деятельности организации в виде сети процессов для менеджеров является одной из основных «проекций».

Описание объекта управления для целей общего руководства начинают с описания процессов, определяющих миссию, и продолжают до достижения необходимой степени «прозрачности», достаточной для корректного анализа и выработки эффективных управленческих решений.

Эффективный менеджмент качества через призму процессного подхода можно представить условно как совокупность двух элементов:

-хорошо описанная сеть взаимодействующих процессов, определяющая деловой процесс (процессы) организации;

-постоянно реализуемые процедуры планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети.

В соответствии с идеологией стандартов ISO семейства 9000 наличие эффективной системы менеджмента качества в контрактных ситуациях являются объективным доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обязательным требованиям и требованиям потребителей, а также неуклонно повышать удовлетворенность потребителей.

Требование стандартов о представлении деятельности предприятия в виде сети процессов является необходимым и достаточным условием обеспечения «прозрачности» для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенциальных возможностей обеспечения результативности. Наличие актуализированного описания процессов является «объективным доказательством» того, что они находятся под контролем, т.е. в управляемых условиях.

Описание процессов должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимодействия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организации.

Под бизнес-процессом понимают совокупность операций, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя. Потребителем результата бизнес-процесса также может быть другой бизнес-процесс системы. Все бизнес-процессы компании образуют сеть работ, выполняемых структурными элементами, расположенными на различных уровнях организационной структуры компании.

Каждый бизнес-процесс в системе состоит из набора отдельных операций. Порядок их выполнения в рамках указанного бизнес-процесса четко определен технологией или утвержденными правилами и инструкциями. Поэтому такие понятия, как маршруты и правила, определяющие бизнес-логику процесса, являются необходимыми его характеристиками. Внешне бизнес-процесс характеризуется своими входами и выходами, потребляемыми ресурсами, участниками, владельцем, механизмами, инструментами управления, а также информационными потоками.

Владелец процесса должен знать свой бизнес-процесс, отвечать за его ход и результат в целом, измерять и совершенствовать эффективность.

Следовательно, одним из первых основных этапов построения процессной системы управления деятельностью компании является выделение и классификация бизнес-процессов.

В общем виде бизнес-процессы компании принято делить на основные, вспомогательные и организационно – административные. Основными бизнес-процессами являются процессы целевой деятельности компании, которые ориентированы на производство продукции или оказание услуг и обеспечивают получение дохода для компании. Как правило, основных бизнес-процессов в компании немного. Вспомогательные бизнес-процессы – это обеспечивающие процессы, которые предназначены для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов. Они формируют инфраструктуру компании. В отличие от основных, количество обеспечивающих процессов может достигать нескольких десятков. Среди наиболее обобщенных обеспечивающих процессов можно отметить процессы материального обеспечения (сырье, комплектующие), финансового обеспечения и т.д.

Рис.3. Этапы построение БП

Отдельно стоит отметить процессы управления и организационно-административные процессы – обеспечивающие бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления, как на уровне каждого бизнес-процесса, так и системы в целом, то есть взаимосвязанного множества всех бизнес-процессов компании.

Понимание принципов разделения и взаимодействия основных и обеспечивающих процессов компании очень важно для определения влияния обеспечивающих процессов на затраты на производство продукции и оказание услуг и определения их себестоимости.

Отметим, что «процессный подход» как концепция известен уже давно, как в методологии классического менеджмента, так и в различных его техниках, таких, например, как структурный анализ сложных систем, ре-инжиниринг деловых процессов и др. Однако, нас он будет интересовать в рамках системы качества. Процессно-ориентированный подход является основой ISO 9000:2000 года.

Эволюция процессного подхода

Как уже было отмечено ранее, основу концепции новой версии стандартов ISO серии 9000 версии 2000 составляет процессный подход. Это и обусловливает коренное отличие стандарта данной версии от ISO серии 9000 версий 1987 г. и 1994 г., для которых характерен элементный подход.

С экономических позиций элементная основа стандартов ISO серии 9000:1994 обусловливает необходимость распределения ограниченных ресурсов по всем элементам системы качества, а не предусмотренную новой версией этих стандартов концентрацию ресурсов на строго определенных процессах, предопределяющих экономические результаты деятельности фирмы. Именно поэтому системы качества, в которых реализована концепция стандартов ISO серии 9000:1994, не обеспечивают необходимой эффективности управления. Таким образом, с прагматических позиций существующая концепция стандартов ISO серии 9000:1994 перестала удовлетворять пользователей, так как не отражала современных тенденций развития менеджмента, и на смену ей пришла версия стандарта ISO 9000:2000.

Однако, следует отметить, что общая концепция процесса впервые была изложена в стандарте ISO 9000-1:94, но она не получила должного развития в стандартах ISO 9001- ISO 9003 и ISO 9004 и в результате не применялась в практике проектирования систем качества.

Если в схеме, приведенной в международном стандарте ISO 9000-1:1994, заменить слова "поставщик" – на "организация", а "субпоставщик" – на "поставщик" в соответствии с терминологией, принятой в стандартах ISO серии 9000:2000, то можно увидеть иллюстрацию процессного подхода, который через шесть лет – в 2000 г. – стал обязательным для организаций, внедряющих стандарты ISO серии 9000. Причем, текст стандарта ISO 9000-1:1994 поясняет принцип процессного подхода в определенной степени даже лучше, чем стандарты в редакции 2000 г.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту