рефераты по менеджменту

Пути повышения конкурентоспособности организации "Центр книги"

Страница
11

· поведения и возможностей конкурентов;

· состояния и тенденций рынка и окружения фирмы в целом; Конкурентоспособность можно рассматривать как внешнюю (умение максимально успешно использовать возможности и справляться с угрозами) и внутреннюю (умение создавать потен­циал, обеспечивающий конкурентные преимущества).

С точки зрения объекта можно говорить о конкурентоспо­собности продукта, создавшей его производственной системы: (фирмы, предприятия), каналов товародвижения и прочее.

Конкурентоспособность продукта (по М. Портеру) опреде­ляется величиной достающейся потребителям даром части его ценности. Она характеризуется степенью его притягательности, обусловленной как привлекательностью свойств, высоким качеством, так способностью обеспечивать экономию (за счет выгодных условий продажи, низких цен, эксплуатационных расходов, затрат на ремонт и утилизацию) в сравнении с лучшими образцами.

Для того, чтобы добиться конкурентоспособности, нужно улучшать потребительские свойства, минимизировать издержки; использовать менее дорогие компоненты без потери общего качества, привести последнее в соответствие с запросами потреби­теля, создать оптимальные условия сервиса.

Сегодня конкурентоспособность может быть обеспечена только совместными усилиями всех фирм-участниц технологи­ческой (ценностной) цепочки, формирующей конечный продукт. Конкурентоспособность познается только в сравнении, путем сопоставления данного и эталонного объекта. На основе получен­ных данных определяется стратегия конкурентной борьбы, а ее достижение становится целью стратегии наряду с доходностью.

Конкурентоспособность фирмы как производственной сис­темы - характеристика ее жизнестойкости, показывающая, что та может создавать продукт, превосходящий другие, удовлетворять запросы потребителей на более высоком, чем у соперников, уров­не, противостоять их действиям, а, следовательно, обеспечить себе лучшее положение относительно них. Она основывается на конку­рентоспособности всех видов ресурсов и умении их оптимально комбинировать, а также от конкурентоспособности продукта.

Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность, для ком­пании бывают внешними и внутренними. Внешние, в свою оче­редь, можно разделить на макроэкономические (имеют значение для фирм, участвующих в международной конкуренции), отрас­левые и территориальные.

К внешним макроэкономическим факторам можно отнести:

· благоприятную социально-политическую обстановку;

· передовую структуру и динамичное развитие национальной экономики в целом и отдельных рынков;

· поддержку отечественного предпринимательства со сторо­ны государства;

· наличие в стране необходимых производственных и фи­нансовых ресурсов;

· развитую инфраструктуру (транспорт, связь и пр.) и финан­сово-кредитную систему.

К отраслевым факторам (мезо-экономическим) конкуренто­способности можно отнести:

- потенциально высокую емкость рынка для продуктов отрасли и его высокую адаптивность к новинкам; легкость доступа на него, низкий уровень входных барьеров;

- возможность экономии на масштабах производства;

-прочность конкурентных позиций на существующих рынках.

К территориальным факторам конкурентоспособности (мезо-экономическим) можно отнести:

-благоприятные естественные условия деятельности;

· удобное местоположение, близость к основным коммуни­кациям;

· высокую обеспеченность трудовыми ресурсами;

· благожелательное отношение местных властей и населения и прочее.

Основными внутренними для компании {микроэкономиче­скими) факторами конкурентоспособности фирмы являются:

· передовой технический и технологический уровень произ­водства;

· высокое качество продукции при сравнительно низких из­держках на всех стадиях производственного цикла;

· применение современных методов организации и управле­ния, информационных технологий;

· квалифицированный персонал;

· активная инновационная деятельность;

· наличие финансовых ресурсов;

-четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, на­дежное гарантийное обслуживание);

· обладание уникальными авторскими правами, патентами, лицензиями, ноу-хау, зарегистрированными моделями, коммер­ческими секретами, опытом;

· наличие высокой организационной культуры, благоприят­ной репутации, имиджа.

Утрата конкурентоспособности возможна в результате:

-замедления инноваций, темпов создания и улучшения про­дукции, совершенствования производственной системы;

· резкого изменение величины и структуры спроса;

· невозможности осуществить технически и технологические преобразования из-за слабости поддерживающих отраслей, от­сутствия необходимых инвестиций;

· утраты доверия со стороны покупателей;

· потери гибкости;

· ухудшения факторных параметров (отставание в темпах создания и улучшения факторов, рост издержек);

· ослабления внутренней конкуренции, ведущего к медлен­ному разложению фирмы.

Мерами по усилению конкурентоспособности являются:

-постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;

· обеспечение его превосходства над заменителями;

· нахождение новых сфер его использования, приспособле­ние к нуждам потребителя;

· творческое использование полезного опыта конкурентов;

· умелое манипулирование ценовыми факторами конкурент­ной борьбы;

· интенсивное использование рекламы и прочее.

Конкурентные преимущества имеют в своей основе опреде­ленные факторы (источники) - компоненты внешней или внут­ренней среды фирмы, по которым она превосходит, или в бли­жайшее время будет превосходить конкурирующие компании.

Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):

1.Высокая обеспеченность факторами производства, особен­но теми, которые не могут быть скопированы (высококвалифи­цированной рабочей силой, самыми современным оборудовани­ем и технологиями, материальными и природными ресурсами),финансовыми возможностями и их дешевизна (самое неблаго­приятное положение по фактору - его большая стоимость).

Но сегодня роль этого источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевиз­ны факторов производства привязано к местным условиям и не­прочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.

2.Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензия­ми, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое нако­пление специализированных ресурсов и навыков, особенно про­текающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, под­держиваются также только благодаря ним.

Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает бо­лее значительный результат, чем технологический прорыв.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту