рефераты по менеджменту

Организационно-правовое и информационное обеспечение анализа кризисного состояния предприятия

Страница
3

Закон расширяет круг хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны несостоятельными. Его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п.2 ст.1 Закона). Увеличено число категорий юридических лиц, процедура банкротства которых имеет определенные особенности. В частности, особая процедура банкротства теперь предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий.

Отметим, что в отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Однако с момента вступления в силу с 1 января 2005 г. соответствующего раздела Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса утратит силу.

Отдельная статья рассматриваемого Закона, как и в ранее действующем Законе, посвящена определению понятия банкротства путем указания его признаков. В настоящем Законе эти признаки несколько изменились. Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве в отношении юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику - гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также если имеются признаки банкротства, установленные ст.3 Закона.

Заметим, что ранее размер требований зависел от величины минимальной оплаты труда и составлял для юридических лиц 500 МРОТ, что в два раза меньше размера, установленного в новом Законе. При этом Закон дополнен перечнем обстоятельств, которые при их наличии должны быть приняты во внимание.

Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора (уполномоченного органа по денежным обязательствам) принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. Требования об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст.6 Закона).

Право на обращение в арбитражный суд у конкурсного кредитора теперь возникает лишь по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а у уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника (ст.7 Закона).

Поскольку признание несостоятельным гражданина или юридического лица производится только через определение неисполненных обязательств (обязательных платежей), в ст.4 Закона конкретизирован порядок определения возможного состава денежных обязательств и платежей при введении каждой отдельной процедуры банкротства с учетом даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.

Состав и размер таких обязательств и платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления, но до вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В свою очередь, состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после вынесения решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Помимо размера задолженности для определения наличия признаков банкротства должника учитывается и размер денежных обязательств (например, размер задолженности за товары (работы, услуги), суммы займа с учетом процентов). Так же как и ранее, размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Обращаем внимание на следующее. Законом установлено, что при определении наличия признаков банкротства не учитываются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Законом регулируются порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства). Так, чтобы предотвратить использование процедуры банкротства с целью «передела» собственности, Закон предусматривает возможность исполнения обязательств должника перед кредиторами на любой стадии процедуры банкротства. Увеличен и срок рассмотрения дел о банкротстве - до 7 месяцев.

Одним из новшеств Закона, на которое следует обратить внимание, является введение новой процедуры банкротства - финансового оздоровления. Такая процедура применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком и вводится на срок до двух месяцев. Арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом для проведения финансового оздоровления и называется административным управляющим.

Решение о введении, изменении срока финансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд принимается собранием кредиторов. При этом инициирование введения процедуры финансового оздоровления, как указано в ст.76 Закона, может исходить от должника, его учредителя, собственника либо третьего лица.

Законом предусматривается возможность перехода от процедуры конкурсного производства к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (ст.ст.53, 146 Закона).

По сравнению с ранее действовавшим Законом настоящий Закон содержит больше гарантий кредиторам, требования которых обеспечены залогом. Согласно ст.138 Закона требования кредиторов по таким обязательствам учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди. Требования этих кредиторов удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, которая осуществляется на открытых торгах.

Следует обратить внимание и на повышенные требования к арбитражным управляющим, предъявляемые новым Законом. Во-первых, арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Во-вторых, арбитражный управляющий должен иметь высшее юридическое, экономическое образование или образование по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. В-третьих, арбитражный управляющий должен иметь стаж работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики. В-четвертых, обязательное требование к арбитражному управляющему - отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту