рефераты по менеджменту

Риски менеджмента и управление человеческими ресурсами в сестринском деле

Страница
7

Как следствие синдром хронической усталости мешает менеджеру справляться со своими профессиональными обязанностями.

Другой риск менеджмента – синдром «эмоционального выгорания». Большинство исследователей характеризуют синдром «эмоционального выгорания» как эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.[32]

Помимо соматических расстройств, проявляющихся усталостью, восприимчивостью к изменениям внешней среды, частыми головными болями, расстройствами желудочно-кишечного тракта и бессонницей, наблюдаются также серьезные психологические проблемы. Привычная, ранее легко выполняемая работа, дается с большим трудом. Появляется чувство неосознанного беспокойства, обиды, скуки, разочарования, вины, невостребованности. Возникают неуверенность в себе, раздражительность, подозрительность, чувство гнева, ригидность и неспособность принимать решения. Иногда наблюдается отдаление от коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы.

Причины «выгорания» – профессиональный стресс, а также стремление к непрерывному успеху, характерному для лиц, обладающих чувством гиперответственности, и не имеющих интересов помимо работы или имеющих их мало, полагающих, что только они способны выполнить работу на должном уровне.

Человек сам загоняет себя в ловушку чрезмерной вовлеченности, эмоциональной зависимости от работы и в какой-то момент понимает, что не может нести больше этот груз – он «выгорел». Появляется сомнение в полезности своей деятельности, ощущение бессмысленности. Дальнейшее развитие синдрома приводит к негативному и циничному отношению к партнерам, клиентам, коллегам.

Синдром «эмоционального выгорания» является не только проблемой менеджера, а также касается всей организации, где он трудится. Негативные последствия синдрома «выгорания» могут стать причиной следующих проблем: ошибки при принятии решений; снижение производительности труда и качества продукции; увеличение простоев оборудования; низкий моральный дух и высокий уровень неудовлетворенности сотрудников; ухудшение взаимоотношений в коллективе; текучесть кадров; низкая дисциплина в коллективе; безразличное отношение к работе.[33]

Одной из основных причин синдрома «эмоционального выгорания» является стресс в деятельности менеджера. Менеджер постоянно находится в состоянии нервного напряжения, что разрушающе действует не его здоровье. Согласно исследованиям психологов, частота возникновения стрессовых ситуаций в его деятельности составляет примерно 6-7 баллов по десятибалльной шкале.[34]

Факторов, вызывающих стресс, в деятельности менеджеров достаточно много. Наиболее распространены следующие:

· Плохая организация служебной деятельности – задержки, безответственность, неритмичность.

· Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей еще и обязанности других.

· Режим рабочего времени – работа в сверхурочные и неудобные часы.

· Статусные проблемы – низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения.

· Заорганизованность, формализм, заседательская суета и другие ненужные ритуалы и процедуры.

· Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации.

· Нечеткие ролевые обязанности – когда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.

· Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.

· Нереалистично высокие притязания менеджера к самому себе, стремление к совершенству.

· Особенности взаимодействия с вышестоящим руководством, коллегами, подчиненными, клиентами.[35]

Указанные особенности управленческого труда выступают своеобразными стрессорами.

Наряду с наличием в деятельности менеджера большого количества потенциальных стрессоров, важное значение в возникновении стресса приобретает психическая устойчивость или стрессоустойчивость менеджера. Психическая устойчивость представляет собой гармоничность развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностно-профессиональных качеств, которые обеспечивают успешность профессиональных действий и поведенческих реакций в процессе деятельности и жизненной стратегии менеджера. Речь идет о способности субъекта деятельности успешно противостоять условиям, которые могут отрицательно повлиять на его работоспособность.[36] Это является важным качеством менеджера и оказывает влияние на результаты управленческой деятельности и его здоровье. Здоровье менеджера, в свою очередь, является одной из его важных личностных характеристик.

В психологии стресса давно изучается так называемый тип «А» поведения, свойственный многим менеджерам. Это хорошо знакомый тип современного профессионала, много успевающего и устремленного в будущее. Только одно серьезно омрачает эту картину – повышенный риск возникновения сердечно-сосудистых патологий у данной категории лиц. Уже на первом пике профессиональной зрелости, в возрасте 35-40 лет, вероятность инфарктов и развития тяжелых форм гипертонии у них в 4,5-6 раз выше, чем у людей с более сбалансированным типом поведения.[37]

Борьба с негативными проявлениями стресса может вестись самыми разными средствами: это могут быть и попытки максимально снизить стрессогенность внешних ситуаций на рабочем месте – организационная парадигма, и лечение уже возникших заболеваний, вызванных длительным переживанием стресса – медицинская парадигма, и собственно психологическая помощь, позволяющая человеку повысить свою устойчивость к стрессу – психологическая парадигма. Последнее направление работ получило в науке название «управление стрессом» или стресс-менеджмент. По своему содержанию в нем выделяют два основных класса задач: профилактика стресса и его коррекция.[38]

Профилактика стресса ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем мире, но и внутри человека. В связи с этим важно овладеть методами, позволяющими правильно анализировать складывающиеся жизненные ситуации, давать им реалистичные оценки и обогащать свой поведенческий репертуар. Особое значение имеет обучение навыкам психологической саморегуляции состояний, основанным на упорядоченном использовании различных психотехнических приемов – нервно-мышечной релаксации, идеомоторной тренировки и аутотренинга. При комплексном и грамотном применении они позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения.

Психологическая коррекция стресса в большей степени связана с исправлением уже существующего дисбаланса и включает проведение специальных тренингов и психотерапевтических консультаций.

Способов саморегуляции существует достаточно много. Среди них выделяют способы, связанные с управлением дыханием, тонусом мыщц и движением, а также с воздействием слова, с использованием образа.[39]

В работе по профилактике нервно-психической напряженности главная роль отводится развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, уверенности в себе и в успех дела, за которое человек взялся.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту