рефераты по менеджменту

Краткосрочная финансовая политика

Страница
13

Источник: данные Росстата.

В структуре просроченной кредиторской задолженности основной объем (около 50%) приходится на долги промышленных компаний.

Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженности компаний представлен в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью, млрд руб.

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Дебиторская задолженность

2000,0

2450,8

3211,0

3663,3

4138,7

Кредиторская задолженность

2901,0

3515,0

4230,7

4832,3

5283,2

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской:

         

всего

901,0

1064,2

1019,7

1169,0

1144,5

в % от дебиторской задолженности

45,1

43,4

31,8

31,9

27,7

Источник: данные Росстата.

Практика показывает, что ни одна компания не может обойтись без хотя бы незначительной кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки товарно-материальных ценностей без предварительной оплаты и т.д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать как «неизбежный». Он хотя и позволяет временно использовать «чужие» средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

2. Понятие и алгоритм формирования политики управления кредиторской задолженностью компании

Исследования, проведенные Консультационной группой «Воронов и Максимов» среди российских компаний по управлению кредиторской задолженностью, показали, что 54% опрошенных компаний не используют никаких методов управления кредиторской задолженностью. Оставшиеся компании при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности применяют лишь отдельные методы управления кредиторской задолженностью: регулярные переговоры с поставщиками об условиях поставки, индивидуальную работу с каждым поставщиком, выбор поставщиков с соответствующими условиями оплаты, увеличение товарного кредита и срока отсрочки платежа от поставщика на основе определения фиксированного объема

месячных закупок, переход на оплату поставщикам после реализации продукции, несанкционированную задержку платежей поставщикам, получение скидок по объему закупаемой продукции за определенный период времени, вексельную форму расчетов.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что лишь очень немногие российские компании проводят хоть какую-то политику управления кредиторской задолженностью.

Политика управления кредиторской задолженностью, как часть общей финансовой политики компании, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении ее своевременной и в необходимых размерах выплаты (погашения) кредиторам компании.

При этом основной задачей управления кредиторской задолженностью является оптимизация размера кредиторской задолженности за расчеты с поставщиками (за товарный (коммерческий) кредит), на которую приходится значительный объем кредиторской задолженности российских компаний.

Процесс разработки политики управления кредиторской задолженностью компании может быть представлен следующим алгоритмом:

• анализ кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде;

• определение состава и оптимальной структуры кредиторской задолженности компании в предстоящем периоде;

• разработка системы коэффициентов для управления кредиторской задолженностью;

• приведение структуры кредиторской задолженности в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами;

• прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам кредиторской задолженности;

• установление периодичности выплат по отдельным видам кредиторской задолженности;

• оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде;

• обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Анализ кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде заключается в выявлении потенциала формирования заемных финансовых средств компании за счет этого источника. Анализ включает четыре этапа.

I этап. Исследование динамики общей суммы кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде, определение изменения ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.

II этап. Оценка оборачиваемости кредиторской задолженности компании, выявление ее роли в формировании финансового цикла.

Под финансовым циклом компании понимается разрыв между сроками платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денежных средств от покупателей. В соответствии с формулой расчета финансового цикла, приведенной в гл. 6, увеличение периода оборота кредиторской задолженности может являться одним из путей сокращения финансового цикла компании.

Показатели оборачиваемости являются важнейшими показателями, характеризующими эффективность управления кредиторской задолженностью. Анализ оборачиваемости позволяет сделать выводы о:

• рациональности размера годового оборота средств в расчетах; ускорение оборачиваемости денежных средств в расчетах способствует притоку других активов компании и погашению кредиторской задолженности;

• уменьшении себестоимости продукции (работ, услуг); с увеличением числа оборотов сокращается доля постоянных расходов, относимая на себестоимость;

• возможном ускорении оборота на других стадиях производственного процесса и продажи продукции (работ, услуг); сокращение оборачиваемости кредиторской задолженности сопровождается ускорением оборота денежных средств, запасов и обязательств компании.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту