рефераты по менеджменту

Малый инновационный бизнес

Страница
14

С точки зрения экономики народного хозяйства слабые и сильные стороны МИП проявляются при их сравнении с возможной альтернативной формой инновационной деятельностью крупных предприятий. В таблице представлены наиболее важные достоинства и недостатки МИП в сравнении с крупными предприятиями.

Сильные стороны МИП

Слабые стороны МИП

Короткая длительность инновационного цикла.

Прямые и персональные контакты с партнерами.

Быстрое принятие управленческих решений.

Высокая мотивация труда.

Гибкая реакцияна научно- технические достижения.

Динамичная ориентация на спрос потребителя, свободные рыночные ниши.

Минимальная иерархия в менеджменте.

Невысокий профессиональный уровень менеджмента.

Незначительные возможности внешнего финансирования, в том числе кредитования.

Высокий уровень риска в предпринимательской деятельности.

Незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест.

Ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса.

Персонифицированная ответственность за финансовые результаты деятельности.

Формы организации малого инновационного предпринимательства

Решение вопроса о форме организации малого инновационного предпринимательства в значительной степени зависит от способа финансирования НИОКР. Оно может быть: венчурным, программно-целевым, государственным. На основе венчурного финансирования, связанного с риском и включающего средства самой компании, ссуды банков и другие источники, выделяют внутренние и внешние венчуры. Внутренние венчуры - это создаваемые внутри корпораций обособленные творческие группы. Создаются для того, чтобы ослабить административный пресс, подавляющий творческую инициативу специалистов крупного предприятия; искусственно создать благоприятный климат, характерный для малых организаций; сосредоточиться лишь на комплексе работ по доведению изобретения и налаживанию производства новой продукции. Группы формируются из специалистов различных отделов предприятия на временной основе и в масштабах, необходимых для реализации какого-либо изобретения. Отрицательными моментами в создании внутренних венчуров являются неустойчивая финансовая база возникновения и функционирования; специалисты мелких творческих групп оказываются в двойном подчинении, от администрации традиционных подразделений и служб предприятия с одной стороны, и руководителей групп - с другой. Такая удвоенная зависимость получила название матричной системы организации и управления исследованиями и разработками. Однако созданные автономные венчурные группы внутри корпораций через 4-5 лет, как правило, расформировываются, так как не устраняют препятствий в инновационной деятельности, присущих крупным корпорациям.

Выход из такой ситуации состоит в создании внешних венчуров, то есть творческих групп и проектных бригад, организуемых вне корпоративной структуры в юридически самостоятельные фирмы. Они получили название мелких внедренческих фирм. Каждая дочерняя фирма венчурного типа объединяет под одним административным руководством все операции, необходимые для выполнения исследований и разработок, а затем и серийного выпуска новой продукции.

Отрицательным моментом является то, что при дальнейшем развитии процесса преобразования возникает потребность в других научно-технических новшествах, которые в силу своей узкой специализации, функционального назначения, внедренческая фирма дать не может. Это вынуждает создавать мелкие венчурные фирмы, но не научно-исследовательские, а инвестиционные. Задача таких фирм заключается в предоставлении ссуд на разработку и освоение изобретений и открытий, сделанных за пределами материнской компании.

Несколько групп малого инновационного предпринимательства возникает на основе программно-целевого финансирования НИОКР, объединяющего государственное и венчурное финансирование. Для программно-целевого финансирования характерны следующие черты: объектом финансирования служат не учреждения, а проекты и программы; НИОКР выполняются преимущественно внешними по отношению к финансирующим инстанциям исполнителями; денежные средства (субсидии и контракты) передаются в распоряжение исполнителей программных исследований.

Первыми на базе программно – целевого финансирования возникают мелкие новаторские фирмы, выделяющиеся из структуры вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных компаний, где выполняется большой объем фундаментальных работ. Эти фирмы получили название компаний - спиноф (отпрысков), то есть отделившихся от других организаций. Возникновение их связано с государственным финансированием, а дальнейшее становление и развитие в значительной степени опирается на венчурное финансирование. Цель компаний - коммерческая реализация научно-технических достижений, полученных материнской организацией в ходе выполнения программ.

На заключительной фазе работ ученые и специалисты фирм-спиноф испытывают потребность в фирмах с идентичной специализацией, что создает возможность коллективного использования таких фирм многими учеными. Появляется другая группа малого инновационного предпринимательства - фирмы, обслуживающие НИОКР. Каждая из них специализируется на выполнение какой-либо одной функции; последовательностью возникновения зависит от потребности в специализированных услугах.

Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности. Реформирование украинской экономики, восстановление и развитие ее потенциала связано с качественным преобразованием предприятий, повышением их конкурентоспособности и эффективности. Одним из путей достижения нового качественного уровня всей системы производства и сбыта товаров является интрапренерство, направленное на поиск и внедрение новых форм и методов хозяйствования, создание новых продуктов и услуг.

Антрепренерство обычно ассоциируется в умах людей с деятельностью инициативных, рисковых и ищущих новые технологии индивидов, управляющих малыми самостоятельными предприятиями. И таких людей в современном бизнесе очень много. Однако еще больше их действует в структуре крупных предприятий. Таких людей называют интрапренерами (intrapreneurs). Часто говорят, что интрапренер - это антрепренер в структуре крупного предприятия.

Интрапренерство – это предпринимательская деятельность, проводимая внутри крупной фирмы, возникает как реакция на застой, сбои, всякие неурядицы в бизнесе. Складывается этот вид деятельности на узких участках, где возникают задержки производства [1]. Теоретики бизнеса сейчас считают, что все, даже успешно действующие организации, должны делать ставку на интрапренеров. Только в этом случае будет гарантирован успех в бизнесе.

Формами интрапренерства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапренерских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту