Считается, что третий этап развития малого и среднего бизнеса начался в 1996 году с принятием кабинетом министров «Концепции развития малого и среднего бизнеса», однако, этот документ содержал, как, впрочем, и аналогичные документы, касающиеся других сфер деятельности, только набор деклараций и по сути ничего не менял в сложившейся ситуации. Единственным пунктом, который мог бы быть расценен как способствующий развитию малого и среднего предпринимательства – положение о необходимости ускоренного создания нормативной базы для деятельности соответствующих предприятий. На практике в работе органов власти не произошло никаких серьёзных изменений: темпы малой приватизации (основной базы создания малых и средних предприятий) остались практически неизменными. Можно лишь отметить стремление распространить на малые и средние предприятия подходы, существующие и для других субъектов хозяйственной деятельности.
В то же время, как грибы после дождя, стало расти количество различных организаций, занимающихся вопросами содействия развитию малого и среднего бизнеса. Это и Союз малых предприятий Украины, и Украинский союз промышленников и предпринимателей и Союз арендаторов и предпринимателей Украины и другие организации. В какой-то степени, они оказывают влияние на политику правительства и блокируют некоторые откровенно анти- рыночные мероприятия, предлагаемые государственным аппаратом. Однако во многих случаях этого не удается сделать. Так, в проекте закона «Об инновационной деятельности», принятие которого во втором чтении ожидается весной 2000 года основной упор делается на создание контролируемых государством технопарков. Развитие малого и среднего инновационного бизнеса вне этих структур явно дискриминируется. Беседы одного из авторов этой статьи с членами комитета Верховного совета Украины, занимающегося вопросами образования, науки и инновационной деятельности, позволяют сделать вывод, что существенных изменений в тексте будущего закона не предвидится.
Уже сейчас можно утверждать, что льготы в области налогообложения, существовавшие для малых и средних инновационных предприятий в середине 1990-х годов, фактически отменены в результате ввода в действие целого ряда подзаконных актов, регламентирующих предоставление такого рода льгот. В целом динамика роста количества малых предприятий в Украине выглядит следующим образом (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Динамика количества малых предприятий на Украине
|  
 1993  |   
 1994  |   
 1995  |   
 1996  |   
 1997  |   
 1998  |  |
|  
 Украина, всего  |   
 84780  |   
 85799  |   
 96019  |   
 96270  |   
 136238  |   
 151372  |  
|  
 Наука и научное обслуживание  |   
 4748  |   
 4151  |   
 3587  |   
 3487  |   
 3800  |   
 4469  |  
Как нами уже отмечалось выше, первые подобные предприятия появились в 1987 году в форме кооперативов, и уже в 1992 году их количество составило 4,9 тысяч. Однако после принятия в 1992 году закона о малых предприятиях количество научно-технических кооперативов стало резко сокращаться; многие из них были перерегистрированы в качестве малых предприятий.
До 1997 года нормативной базой для сбора статистических данных по малым предприятиям считался закон Украины «О предприятиях» от 27 марта 1991 года. В соответствии с этим законом к малым предприятиям относились предприятия с численностью менее 200 сотрудников. Причем в промышленности, строительстве и других отраслях производственной сферы предел численности занятых был установлен на уровне 50 человек, в организациях науки и научного обслуживания – до 100 человек и т.п. На практике эти критерии реально не учитывались, и органы государственной статистики относили к малым предприятиям любые организации, имевшие в своем названии слова «малое предприятие» или «кооператив». Кроме того, в областных статуправлениях использовали и субъективные критерии распределения различных предприятий по тем или иным группам.
Поэтому 1 декабря 1998 года приказом председателя Госкомстата Украины «Про порядок статистического изучения субъектов малого предпринимательства» были введены в действие «Критерии статистического определения малого предприятия». В соответствии с этими критериями, в частности, в отрасли «Наука и научное обслуживание» малым считается предприятие с численностью до 20 человек. Вместе с тем, органы госстатистики повысили уровень своей работы на местах, результатом чего стало то, что, начиная с 1998 года, стали отчитываться различные предприятия, которые до этого вообще не представляли никаких данных. Все это в комплексе и объясняет рост количества малых предприятий в статистических сборниках и отчетах.
Предприятия науки и научного обслуживания обычно ассоциируются с малыми инновационными компаниями. На них в Украине формально занято около 35 тыс. человек. Среднее количество занятых на одном предприятии составляет 7 человек (для сравнения: в торговле – 5, в промышленности – 10, на транспорте – 8). Средняя зарплата в этой группе предприятий также мало отличается от средних значений: в 1998 году она составила 146 гривен в месяц (учитывая колебания курса, не более 60 долл. США).
Однако проблема состоит в том, что не менее одной четверти предприятий не осуществляли в 1998 году никакой деятельности. Для других предприятий слова о научно-технической деятельности, инновациях и т.п. остались только в уставных документах. Многие из таких предприятий в лучшем случае выполняют некоторые сервисные функции по обслуживанию оргтехники иностранного производства.
Таблица 2
Финансовые результаты деятельности субъектов малого предпринимательства в 1997-1998 гг. (млн. грн.)
|  
 Финансовый результат  |  |||||||
|  
 Прибыль  |   
 Убытки  |   
 Сальдо  |  |||||
|  
 1997  |   
 1998  |   
 1997  |   
 1998  |   
 1997  |   
 1998  |  ||
|  
 Всего по малым предприятиям В том числе:  |    2217,1  |   
 1594,7  |   
 557,7  |   
 1451,2  |   
 1659,4  |   
 143,5  |  |
|  
 Наука и научное обслуживание  |   
 75,2  |   
 46,0  |   
 11,2  |   
 29,2  |   
 64,0  |   
 16,8  |  |