рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
4

Выполняет задачи, но не проявляет самостоятельности.

Обращается к руководителю за помощью, уточнению задания, за промежуточным контролем и подтверждением их правильности.

Причины поведения – боязнь неудач либо невысокая профессиональная компетентность, боязнь негативной оценки со стороны руководителя, низкая самостоятельность как психологическая особенность.

С другой стороны это может быть способом манипуляции, когда исполнитель демонстрирует готовность следования за руководителем, и многие руководители становятся объектом такой манипуляции, т.к. так проявляется самоутверждение руководителя.

Но «-» - руководитель так поощряет несамостоятельность подчиненных.

5. Преобразующий тип исполнителя (слабоуправляемый)

Преобразует, трансформирует содержание указаний руководителя, делает по-своему, не то и не так, как от него ожидает руководитель и, как следствие, возникает конфликт и возмущение по поводу выполненной работы.

3 варианта проявления

1) Руководитель очень ограничивает инициативу исполнителя, дает жесткие указания,

- ограничение возможности работника

- протест, желание сделать по-своему.

Рекомендация: коррекция отношений с подчиненным (просьба)

2) Исполнители позволяют себе делать так, как считают нужным (при слабом руководителе)

Рекомендации: менять руководителя.

3) Исполнитель с высоким уровнем притязаний, низко оценивает руководителя, намеревается занять его место, демонстративно решает задачи по-своему.

6. Низкомотивированный исполнитель

Низкая активность, неудовлетворение работой, нежелание нормативно работать.

Необходимо заинтересовать, замотивировать исполнителя.

Не следует поощрять формальное присутствие данного работника, нельзя выполнять за него какую-либо работу.

7. Уклоняющийся исполнитель.

Вся энергия работника направлена на уклонение от работы, но при этом как бы быть занятым.

Приемы уклонения от работы

1) Демагогические

- добиваться отсрочки выполнения задания

- во время выполнения напроситься в командировку, добиться отпуска

- доказать, что это не входит в служебные обязанности.

2) Психологические приемы

- стараться всегда выглядеть недовольным, обиженным.

- представить задачу, как дело мало изученное, непонятное.

- представить себя неспособным к выполнению задания.

- обвинить начальника в предвзятом отношении.

- непонятно объясненная задача.

3) Патологические приемы

- напроситься на грубость со стороны начальника, а потом обвинить.

- «пустить слезу», каяться.

- прослыть дураком, неспособным к выполнению

- не попадаться начальнику на глаза.

Психологические признаки управленческой деятельности

Психологический анализ деятельности руководителя показывает, что характерной её особенностью является

I Многообразие разнородных видов деятельности, функций и задач, которыми руководителю регулярно приходится заниматься.

В содержательном плане это такие разнороднее задачи как производственно-технические, экономические, финансовые и кадровые, социально-психологические.

В процессуальном плане это такие разнородные виды деятельности как работа с информацией, документами, взаимодействие с исполнителями, проведение встреч и переговоров, организация совещаний.

Это многообразие вступает в противоречие с ограниченными психологическими возможностями руководителя как человека.

Это противоречие разрешается через использование правила построения приоритетов, т.е. через преимущественное внимание конкретного руководителя к тем или иным конкретным видам деятельности и задач.

Так существуют руководители, ориентированные исключительно на производственно-технические задачи – технократы, на финансово-экономические задачи – экономократы и на работу с людьми – т.е. практические психологи.

Ориентация на преимущественную работу с людьми или информацией во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями.

II Второй психологически значимый признак руководителя –

Высокая ответственность руководителя за выполнение своей деятельности и за других людей, за группу в целом.

Психологически значима способность человека принимать на себя ответственность не только за свою работу, но и за выполнение работы других людей, группы в целом.

Психологические исследования показывают, что это разные виды ответственности. Т.е. человек может быть ответственным исполнителем и не способным брать на себя тветственность за других.

Ответственность за других предполагает наличие организаторских способностей.

III 3-й признак – творческий характер деятельности руководителя.

Под творчеством понимается способность к созданию нового… (продукта, технологии, нового способа решения задачи)

Руководитель всегда работает в условиях дефицита – информации, знаний, финансов, техники, ресурсов, квалифицированных кадров.

Именно поэтому решение управленческих задач в условиях дефицита средств их решения объективно порождает потребность в творческих нестандартных решениях.

Высокие требования к творческим способностям руководителя объективно порождаются инновационным характером менеджмента.

IV Высокая роль коммуникативных функций в деятельности руководителя.

Руководитель – это человек, который решает поставленные задачи, добивается поставленных целей через взаимодействие с другими людьми.

Результаты психологических исследований показывают, что нет однозначной связи между степенью выраженности общительности (определяется по шкале экстра-интроверсии) и эффективностью деятельности руководителя.

Среди успешных руководителей сравнительно редко встречаются как очень низко общительные, так и сверх общительные.

У низко общительных – трудности в общении препятствуют успешному взаимодействию и деловому общению.

У сверх общительных – излишняя общительность мешает сосредоточению на главных задачах, отвлекает.

В ходе исследования – 2 группы высоко успешных руководителей:

с умеренной экстраверсией и

с умеренной интроверсией.

Представители этих групп придерживаются разных стратегий в менеджменте.

Руководители с умеренной экстраверсией добиваются высокой эффективности за счет совместной работы с другими людьми, гибкости взаимодействия, вовлечения большего числа людей в принятие решений.

Руководители с умеренной интраверсией придерживаются принципиально другой стратегии.

Прежде чем приступить к исполнению большая нагрузка падает на выработку и принятие решения, детальную разработку плана и программы действий самими руководителем.

V Высокая психическая напряженность деятельности руководителя и связанные с ней высокие требования к

- работоспособности

- силе нервной системы

- устойчивости к стрессам.

Психология организационных способностей: Психологические типы руководителей.

В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту