рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
2

Поскольку импульсы со стороны Ид и запреты со стороны супер-эго находятся в сфере бессознательного, истинные причины возникновения тревоги и действия механизмов психологической защиты, как правило, не осознаются.

Поэтому без квалифицированной помощи психолога или психотерапевта человек, имеющий серьезные психологические проблемы не может разрешить их сам.

Поведенческое направление в теории личности

1. Классическая теория научения Б.Ф. Скиннера (1908-1990)

2. Теория социального научения А. Бандуро (?-1925)

Основные положения теории научения

Человек – это организм, который обладает набором врожденных и приобретенных реакций (врожденными и приобретенными формами поведения).

Основными характеристиками поведения взрослого человека являются навыки и умения, приобретенные в процессе научения.

Так называемые свойства личности во многом являются продуктом влияния внешних условий и воздействия.

Существуют 2 основных типа научения, в результате которого формируются 2 вида поведения:

1. Ответное (респондентное) поведение – это поведение, вызываемое стимулом, предшествующим ему во времени.

Пр.: условные рефлексы (открыл Павлов)

2. Скиннер открыл 2й тип поведения

Оперантное поведение – поведение, которое определяется и контролируется результатами, следующими за поведением.

С точки зрения теории Скиннера активность ограничена, обуславливается не стимулом, а результатом.

Организм действует на окружение, производя результаты, которые повышают вероятность того, что поведение повторяется.

или другими словами, у человека закрепляются такие формы поведения, которые находят внешнее подкрепление.

К социальным факторам подкрепления относятся позитивное внимание, оценка, уважение.

К универсальным факторам подкрепления относятся деньги.

Позитивное подкрепление и наказание

Основным экспериментальным следствием наказания является снижение вероятности повторения поведения данной формы.

Выдающимся открытием Скиннера является экспериментальное выявление роли наказания, которую м. в виде следующего принципа:

Научить человека, т.е. сформировать нужные правильные формы поведения можно только с помощью позитивного подкрепления.

С помощью наказания можно лишь уменьшить вероятность проявления нежелательных форм поведения.

Наказание имеет результаты избегания форм поведения связанных с ним, а не выработку желательных форм поведения.

Учение о режимах подкрепления

Подкрепление поведения может происходить через временной интервал или через определенное число реакций.

В зависимости от их соотношения Скиннер выделял 4 основных режима подкрепления

1. Режим с постоянным соотношением количества реакций и подкреплений (наиболее эффективный режим научения). – сдельная оплата труда.

2. Режим с вариативным или случайным соотношением количества реакций и подкреплений (игры в лотереи, рисковое поведение)

Американский психолог А. Тверски и Д. Каннеман экспериментально изучали экономическое поведение в ситуации выбора между реальным выигрышем и риском и реальным проигрышем и риском.

100$ игра

В ситуациях выбора между верным выигрышем и риском большинство людей предпочитает верный выигрыш.

А между проигрышем и риском большинство людей предпочитает риск.

3. Режим подкрепления с постоянным интервалом между подкреплениями. После очередного подкрепления организм резко снижает активность. Отсутствие ожидаемого подкрепления может выступать мощным фактором снижения активности организма.

Социально-когнитивная теория А. Бандура (р. 1925)

Основные положения

1. Окружение влияет на поведение человека, но и сами люди играют активную роль в создании социальной окружающей среды и внешних обстоятельств, которые определяют их поведение.

Положения

Активность субъекта представлена не только внешним поведением, но и внутренней психологической активностью:

Когнитивными факторами (представлениями, мыслями)

Эмоциональными (эмоции, чувства), и

Мотивационно-волевыми факторами (намерениями, чувствами, желаниями).

Внешняя среда определяет поведение человека и его переживания, но своей активностью субъект сам видоизменяет условия своей жизнедеятельности, т.е. человек является не пассивным объектом внешних обстоятельств, стимулов, но активным субъектом.

2. Научение через моделирование (социальное научение)

Благодаря наблюдению за другими людьми, человек способен вырабатывать новые формы поведения, приобретать социальный опыт.

В основе научения лежит не только метод проб и ошибок, научение может происходить по средствам наблюдения субъекта за поведением других людей и его результатами (-ов).

3. Роль когнитивных факторов и эмоциональных факторов в научении.

а) Поведение человека регулируется не только внешними подкреплениями, но и предвидимыми последствиями этого поведения.

б) Человек может сам контролировать и вариативность своего поведения, и режим подкреплений и наказаний, т.е. он может сам поощрять и наказывать себя.

Самонаказание – это продукт социального научения; результат стремления человека снизить тревогу, связанную с ожиданием внешнего наказания и получить позитивное подкрепление от окружающих.

4. Самоэффективность

В результате переработки человеком информации об успехах и неудачах, сопровождающих его деятельность, у человека формируется внутренняя психологическая готовность в форме ожидания, установки, уверенности либо на достижении успеха, либо на неудачу.

Либо уверенность в своих способностях успешно справится с трудностями – самоэффективность, либо психология неуверенного человека – обреченность на неудачу (ожидание ее, готовность).

Факторы формирования самоэффективности:

Личный опыт

Наблюдение за окружающими людьми

Самовнушение.

Гуманистическое направление в теории личности.

Направление представляют

1) К Роджерс – феноменологическая теория (явления внутреннего мира)

2) А. Маслоу – теория самоактуализации

Обе теории относятся к 3му направлению, которое называется гуманистическая психология;

Развивается во второй половине XXв.

Основные положения теории К. Роджерса:

Феноменологическая теория

С позиции гуманистической психологии человек – это сознательное активное существо, способное определить свою судьбу и нести ответственность за то, что он собой представляет, и что с ним происходит.

Поведение человека определяется сознательно формируемыми целями и ценностями, а не только бессознательными инстинктами или внешними символами.

Феномены сознания играют определяющую роль в регуляции человеческого поведения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту