рефераты по менеджменту

Организационное поведение

Страница
5

I 1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т.е. знания в сфере психологии.

II 2. Педагогические способности – способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.

III блок качеств – 3. Организационные способности (ведущий блок) т.е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.

5. Коммуникативные способности (к деловому общению) и

4. нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы деловой этики).

В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей:

1. Руководитель-специалист

Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями.

- не любит работать с людьми

- дифференцирует специальные профессиональные и организаторские вопросы

- основной его вклад в совместную деятельность коллектива – решение профессиональных вопросов.

- имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.

2. Руководитель-организатор

- доминирование организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.

- типичный менеджер; коллективная работа, привлекает к работе специалистов, в том числе превышающих его по компетентности.

- профессионально организует совместную деятельность группы, добивается высоких групповых результатов.

3. Руководитель-наставник.

- доминирование педагогических способностей.

- интерес и потребность к работе с людьми, особенно молодыми работниками, к передаче знаний; гордиться успехами учеников.

Чаще встречаются промежуточные типы.

Наиболее распространен специалист-организатор.

4. Специалист-организатор (в промышленности)

5. Специалист-наставник (в армии)

6. Организатор-наставник

7. Гармонический тип руководителя

Все качества выражены наиболее гармонично, сбалансировано.

Л.и. Уманский

Исследовал организаторские способности в 70-80-е.

В ходе исследования орг. способностей были выделены 3 группы качеств, отличающие эффективных руководителей.

1. Организаторское чутье (орг. проницательность) – умение разбираться в людях; проявляется в:

- Психологической избирательности (т.е. наблюдательность, чувствительность к психологическим характерам людей, способность учитывать их в профессиональной деятельности).

- Эмпатия (способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния человека).

- Рефлексия (отражение; умение поставить себя на место другого человека, понять ход его мыслей и мотивы поступков).

- Практический психологический склад ума (интерес к психологическим качествам других людей и готовность использовать психологические знания на практике).

- Психологический такт (чувство меры, границ поведения во взаимодействии с другими).

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

(способность влиять на других людей через эмоционально-чувствительную сферу)

- социальная энергичность – способность заряжать своей энергией окружающих людей.

- Высокая требовательность – способность предъявлять окружающим высокие требования для достижения определенных результатов.

- Критичность – способность фиксировать отклонения от нормы и высказывать мнения об отклонениях.

3. Склонность к организаторской деятельности

- потребность человека в осуществлении организаторской деятельности, спонтанное проявление организаторской активности, речевая активность, высокая степень участия в деятельности, принятие ответственности за результаты.

Малые группы и общение в организации.

Взаимодействие индивида и малой группы.

Совместная деятельность людей, включенных в малые группы, сопровождается рядом социально-психологических явлений, учет которых чрезвычайно важен для практики управления организацией.

1. Феномен социальной фасилитации (лат. облегчение).

- изучение индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей. Выявил Нильс Триплетт.

2. Феномен социальной ингибиции (лат. сдерживать, останавливать).

- ухудшение результатов деятельности в присутствии других людей.

Присутствие группы усиливает доминирующую, т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию.

В экспериментах американских социальных психологов (в частности Хакинса) получены данные феномена «социальной лености», т.е. тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствие контроля за индивидуальным вкладом каждого участника (феномен дорожного зайца).

По мнению исследователей проявление феномена социальной лености и степень его выраженности существенно зависит от факторов ситуации и культуры.

Обобщение результатов исследований позволило Н.Н. Обозову (1979, С-Пб) сделать выводы: в присутствии других лиц у индивидов снижается чувствительность, объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, способность генерировать оригинальные идеи, т.е. снижаются характеристики точности или качества психической деятельности.

Вместе с этим повышается сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти – улучшаются скоростные и силовые показатели деятельности.

3. В условиях группового взаимодействия у индивидов повышается способность к выявлению сходных элементов в предъявляемых объектах, повышается число ассоциаций по сходству, т.е. происходит «конвергенция» (или схождение) результатов восприятия, индивидуальных мнений и оценок (особенно в условиях неопределенности)

В классических экспериментах М. Шерифа исследовался процесс формирования групповых норм. Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемого.

Эти эксперименты положили начало серии лабораторных экспериментов группового давления и конформизма (conformis – подобный).

Явление конформизма было открыто американским психологом в 1951г.

В его знаменитых экспериментах с подставной группой все участники, кроме одного «наивного субъекта» заведомо давали неправильный ответ на поставленные вопросы. Около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. При этом большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.

В настоящее время выделяют 2 разных вида конформного поведения:

Внешний конформизм, когда индивид не согласен с группой, но не высказывает свое мнение открыто, чтобы не вступать в конфликт.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту