В силу выделенных ранее ошибок делегирования можно обозначить их влияние на социально-психологический климат в организации:
1. Неумение инструктировать.
Менеджер должен четко определить задачи перед сотрудником, иначе:
· Подчиненный решит, что руководитель не может ясно выражать свою мысль, после чего по многочисленным каналам эта информация будет преувеличенна и донесена до остальных служащих. Подрыв авторитета руководителя повлечет всевозможные скандалы: выступающих в поддержку руководителя и аппозиции;
· Так и не поняв всего, что от него требуется, подчиненный может впасть в стрессовое состояние, вызванное страхом не выполнить поручение;
2. Фиктивное делегирование.
Менеджер не должен поручать сотрудникам те задачи, которые итак входят в круг их обязанностей так как:
· Неосведомленность руководителя об обязанностях подчиненных может расцениваться как неуважительное отношение к персоналу, что сильно встревожит его;
3. Ошибка в выборе делегата.
Руководителю нужно четко установить задачи и выбрать сотрудника, действительно способного выполнить поставленную перед ним задачу, не взирая на личностное отношение к подчиненным:
· Вне зависимости от выбора делегата в коллективе может возникнуть конкуренция за право быть избранным и неприязнь к делегату. Подобного рода конфликты могут быть полезны для развития организации, однако если в этом нет необходимости, менеджер может выбрать сотрудника, пользующегося авторитетом у остальных членов группы;
4. Ориентация не на дело, а на личности.
Менеджер должен быть расчетлив и хладнокровен в любом деле, в том числе и делегировании:
· Излишняя эмоциональность руководителя (особенно агрессивность) может настроить подчиненных против последнего;
· Излишняя расслабленность может навести работника на мысль о несерьезности поручения;
5. Делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности.
Как известно одной из отрицательных последствий работы в группе является отсутствие чувства ответственности. Менеджер должен четко распределить обязанности и ответственность между делегатами:
· В конечном итоге работникам придется отдавать готовую работу руководителю, и если он буден не доволен, то сотрудники будут сваливать вину друг на друга. Конечно все это приведет к конфликту, обычно неблагоприятному;
6. Боязнь «уронить авторитет».
Руководитель должен быть авторитетом в коллективе, однако он не может быть компетентен в любом вопросе, поэтому он не должен бояться сообщить о своем затруднении персоналу:
· Менеджер, спрашивающий помощи у подчиненных, может стать “своим парнем”, разрядить обстановку в коллективе;
7. Перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства.
Основным координатором деятельности подчиненных является именно руководитель.
· Взваливание на подчиненного функций руководителя может спровоцировать конфликт к остальными членами группы.
· Этот подчиненный может стать неформальным лидером, и тогда уже у менеджера возникнут напряженные отношения с коллективом.
На основе этих данных можно составить схему, на которой показаны факторы благоприятного социально-психологического климата и ошибки, влияющие на эти факторы.
|   
  |    Ошибки делегирования  |    Условия благоприятного социально-психологического климата  |    Номера ошибок  |  |||
|   1  |    Неумение инструктировать  |    Доверие и высокая требовательность друг к другу  |    1  |    5  |    
  |    
  |  
|   2  |    Фиктивное делегирование  |    Доброжелательная и деловая критика  |    2  |    4  |    
  |    
  |  
|   3  |    Ошибка в выборе делегата  |    Достаточная информированность членов коллектива о задачах  |    1  |    3  |    
  |    
  |  
|   4  |    Ориентация не на дело, а на личности  |    Свободное выражение собственного мнения  |    3  |    4  |    
  |    
  |  
|   5  |    Делегирование группе без определения ответственности  |    Удовлетворенность принадлежностью к фирме  |    3  |    4  |    
  |    
  |  
|   6  |    Боязнь «уронить авторитет»  |    Терпимость к чужому мнению  |    6  |    
  |    
  |    
  |  
|   7  |    Перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства  |    Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи  |    3  |    4  |    5  |    7  |  
|   
  |    
  |    Принятие на себя ответственности за состояние дел каждым  |    2  |    4  |    5  |    7  |