При проведении анкетирования были выявлены основные затруднения, возникающие у работников в процессе адаптации. Они были сгруппированы и количественно обобщены в виде таблицы.
Таблица 22 – Затруднения в процессе адаптации
| Показатель | Абс.кол-во, чел. | Отн.кол-во, % | 
| Задержка в оборудовании рабочего места | 7 | 33,33 | 
| Обращение к руководству | 7 | 33,33 | 
| Общение с коллегами | 12 | 57,14 | 
| Оформление отсутствий, отпуска, больничного | 5 | 23,81 | 
| Отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим вопросам | 5 | 23,81 | 
Кроме того, также были рассмотрены указанные причины возникающих в процессе адаптации затруднений. Они были распределены по соответствующим группам и внесены в таблицу 23.
Таблица 23 – Причины затруднений
| Возможные затруднения | Да | Нет | Причины | |||||
| отсутствие информации о процедуре обеспечения | несвоевременное выполнение службами обязанностей | несвоевременное информирование ответственных за обеспечение служб | ||||||
| Канцелярские принадлежности | 3 | 18 | 2 | 66,67 | 0,00 | 1 | 33,33 | |
| Подключение телефона | 6 | 15 | 0,00 | 5 | 83,33 | 1 | 16,67 | |
| Предоставление компьютера | 9 | 12 | 3 | 33,33 | 5 | 55,56 | 1 | 11,11 | 
| Подключение по сети | 5 | 17 | 0,00 | 4 | 80,00 | 0,00 | ||
| Оформление пропуска | 7 | 8 | 2 | 28,57 | 3 | 42,86 | 2 | 28,57 | 
Одной из задач анкеты было выявление информации, которую следует включить в «Справочник новичка». Количественное и процентное распределение мнений работников по данному вопросу показано в таблице 24.
Таблица 24 – Результаты опроса по поводу разделов «Справочника новичка»
| Раздел | Абс.кол-во, чел. | Отн.кол-во, % | 
| О принятой форме одежды | 7 | 33,33 | 
| О принятых нормах общения | 11 | 52,38 | 
| О правилах общения с клиентами | 17 | 80,95 | 
| О правилах обращения к руководству и коллегам | 17 | 80,95 | 
Выводы по таблицам:
– наибольшая неудовлетворенность адаптированных сотрудников связана с факторами: наличие перспектив и размер зарплаты;
– срок овладения профессиональными навыками оценивается как приемлемый;
– наиболее часто работники указывали на трудности в общении с коллегами, задержки в оборудовании рабочего места и обращении к руководству, недостаток информации об оформлении больничного, отпуска, отсутствие информации о лицах, к которым можно обратиться по интересующим их вопросам;
– трудности чаще всего возникали из-за несвоевременного выполнения службами своих обязанностей, но встречаются случаи указания на отсутствие информации о процедуре оборудования;
– большинством были указаны следующие разделы для «Справочника новичка»:
· о правилах общения с клиентами;
· о правилах обращения к вышестоящему руководству и коллегам;
· об оформлении пропуска, о процедуре получения зарплаты, о правилах оформления отсутствия, бланков основных документов, регламентов;
· о миссии, стратегии компании, о ценностях компании;
· об ответственных за оборудование рабочего места и процедуре оборудования.
Предложения наставников и руководителей были обобщены и сведены в таблицу 25.
Таблица 25 – Предложения по усовершенствованию программы адаптации
| Количество Предложения | Руководителей | Наставников | ||
| Абс., чел. | Отн., % | Абс., чел. | Отн., % | |
| Упрощение системы адаптации | 14 | 73,68 | 19 | 90,48 | 
| Увеличение вовлечения рядовых сотрудников | 11 | 57,89 | 16 | 76,19 | 
| Распределение ответственности по подготовке к приходу нового сотрудника | 15 | 78,95 | 15 | 71,43 | 
| Улучшение работы отдела персонала | 6 | 31,58 | 7 | 33,33 | 
| Улучшение работы ответственных за оборудование рабочего места служб | 8 | 42,11 | 9 | 42,86 | 
| Необходимость социально-психологической адаптации | 16 | 84,21 | 17 | 80,95 |