рефераты по менеджменту

Совершенствование органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств

Страница
2

Выполненная работа является результатом многолетних исследований органами государственной власти округа по данной проблеме, в том числе: администрацией округа и ее структурными подразделениями; окружной Думой; администрациями и представительными органами муниципальных образований; владельцами ЛПХ; коллективными сельхозпредприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ). Работа базируется на материалах Госкомстата РФ и проведенных в разные периоды специальных монографических обследованиях крестьянских подворий и ряда предприятий Белгородской, Орловской, Ростовской, Тульской, Тамбовской и Новгородской областей, республик Коми, Саха-Якутия и Мордовия.

Работа может быть использована в качестве методического пособия для желающих самостоятельно изучать и разрабатывать разнообразные проблемы развития личного подсобного хозяйства применительно к конкретным природным, организационным, экономическим и другим условиям по взаимосвязи с крупным сельскохозяйственным производством.

Глава 1. Личное подсобное хозяйство как объект государственного управления

Сущность и роль личных подсобных хозяйств в социально-экономической системе

В Российской Федерации личное подсобное хозяйство имеет более 16 миллионов сельских семей, получающих от своего подворья не только продукты для своего пропитания, но и доходы для своего проживания. По данным Госкомстата РФ на начало 2004 г. в личных подсобных хозяйствах населения было сосредоточено 6433 тыс. га земли, что в расчете на одну семью составляет 0,4 га, из них 5892 тыс. га - сельхозугодья, 3699 тыс. га – пашня, 625 тыс. га – многолетние насаждения [25].

Существование личного подсобного хозяйства на протяжении не столь продолжительного в историческом плане отрезка времени неоднократно сопровождалось кардинальными изменениями в его развитии. Его стимулировали, приводили в соответствие с законодательно установленными нормами земли и содержания скота в личном пользовании граждан или свертывали путем изменений в налоговом законодательстве, принятием специальных постановлений.

В начале своего существования личное подсобное хозяйство рассматривалось как форма учета двойственной природы крестьянина, и сохранялось как форма постепенной трансформации в сознании людей при переходе от мелкого хозяйственного частного уклада к крупному общественному производству. По данным В. А. Белянова [30], накануне сплошной коллективизации в собственности крестьян-единоличников и не кооперированных кустарей находилось до 74,9% земли и насчитывалось около 23,7 млн единоличных бедняцко-середняцких хозяйств, перевод которых на рельсы крупного сельскохозяйственного производства составлял особо трудную задачу. В сохранении и развитии личного подсобного хозяйства была и чиста экономическая причина - низкий уровень развития общественного производства, не обеспечивающего достаточных объемов производства сельскохозяйственной продукции и доходов населения.

Личное подсобное хозяйство всегда было в поле зрения руководящих органов. И как только его размеры выходили за рамки законодательно установленных предельных норм землепользования и содержания скота, вступали в силу рычаги, направленные на ограничение личного подсобного хозяйства. Так, до сих пор не забыт опыт подавления ЛПХ населения налогами, когда они взимались за каждое плодоносящее дерево и голову живности (включая птицу), с последствиями которого приходилось бороться всем миром в течение нескольких десятилетий, хотя имевшие место ограничения личного подсобного хозяйства формально были сняты постановлением «Об устранении необоснованных ограничений личного подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих».

Согласно Большой Советской энциклопедии (БСЭ) «личное подсобное хозяйство при социализме, мелкое хозяйство на приусадебном участке, основанное на личном труде. Служит дополнительным источником дохода трудящихся. Экономической причиной существования личного подсобного хозяйства на определенном этапе развития социализма является то, что общественное производство еще не полностью обеспечивает общество сельскохозяйственными продуктами» [31].

Выше приведенная формулировка не являлась адекватной действительной сущности ЛПХ прошлого времени. Дело в том, что для большинства жителей деревни подсобное хозяйство, вопреки своему названию, являлось не дополнительным источником дохода, а основным. И не на «определенном этапе развития социализма», а в течение длительного, растянувшегося на долгие десятилетия времени. Есть и иные смысловые неточности в приведенном определении. В частности, утверждение, что ЛПХ ведется «на приусадебном участке». Это верно лишь отчасти. Оно может вестись и без участка (сада - огорода), а иметь, например, только животноводческий характер. В данном случае не нужен приусадебный участок, если не считать за таковой место под пристройку к дому для содержания животных и птицы.

Данное определение просуществовало без изменений около 30 лет до принятия в 2003 году Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» [9]. Согласно этого закона личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Гелий Иванович Шмелев [55], член корреспондент РАН и РАСХН, ученый аграрник, долгие годы занимающийся проблемой развития личных подсобных хозяйств, дает, на наш взгляд, более адекватную оценку:

«Под личным подсобным хозяйствомпонимаетсяхозяйство, ведущееся личным трудом его владельца или членов его семьи, как правило, в порядке вторичной занятости, т.е. в свободное от основной работы время (в том числе трудом домохозяек, пенсионеров и временно безработных, для которых оно может быть единственной сферой занятости) в целях производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения своих потребностей в продовольствии и частично для продажи.

Основой личного подсобного хозяйства является крестьянская усадьба (подворье) со всеми находящимися во дворе хозяйственными постройками и земельным участком, а так же содержащийся в хозяйстве скот и птица».

Предложенная формулировка значительно расширяет понятие ЛПХ. Здесь мы видим, что «вторичная занятость» его членов имеет место быть «как правило», то есть допускается наряду со вторичной и первичная занятость, а также труд безработных, число которых на 1 января 2005 года составило 5716 тыс. человек, или 7,9 % всего экономически активного населения. Безработный человек, занимаясь в своем личном подсобном хозяйстве, получает от своего подворья не только продукты для своего пропитания, но и доходы для своего проживания. Фактически являясь товаропроизводителем, безработный владелец ЛПХ не может по закону считаться занятым, в т.ч. не идут пенсионные отчисления и отчисления на медицинское страхование. Данную проблему можно решить на федеральном уровне, но ее нужно решать, так как от этого зависит настоящее и будущее миллионов безработных крестьян России.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту