- Увеличение рынка сбыта продукции;
- Повышение качества обслуживания покупателей;
- Повышение финансовой устойчивости;
- Снижение издержек.
Для увеличения рынка сбыта товаров предприятие стремится:
- Повышать информированность потенциальных потребителей;
- Расширять ассортимент;
- Увеличивать торговые площади;
- Проводить гибкую ценовую политику.
Для повышения качества обслуживания предприятие ставит следующие текущие цели:
- Приведение предложения в соответствие к спросу
- Повышение квалификации персонала
- Использование новых методов продаж
Для повышения финансовой устойчивости предприятие ставит следующие текущие цели:
- Отслеживание негативных тенденций в развитии предприятия и их устранение;
- Эффективное управление ресурсами.
Для снижения издержек предприятие ставит следующие текущие цели:
- Заключение договоров с выгодными условиями поставки;
- Своевременность поставок;
- Внедрение системы управления затратами.
На рисунке 2.2 представлено дерево целей предприятия.
Анализ внешней среды начнем со SPACE-анализа. Матрица стратегического положения и оценки действий (SPACE) используется для определения наиболее выгодного стратегического положения для фирмы, а также отдельных областей ее деятельности. Реально она является средством, которое помогает организации оценить в целом привлекательность сферы производства, в которой она действует, а также способность организации конкурировать на рынках.
Финансовые возможности и конкурентные преимущества являются двумя важнейшими определяющими стратегического положения организации, в то время как возможности отрасли и стабильность обстановки характеризуют стратегическое положение области в целом. В матрице SPACE эти факторы ранжированы по шкале от +6 до -6.
Оценка факторов стабильности приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Факторы стабильности обстановки (ES)
|
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
|
Технологические изменения |
3 |
|
Темпы инфляции |
5 |
|
Изменчивость спроса |
4 |
|
Диапазон цен конкурирующих продуктов |
3 |
|
Препятствия для выхода на рынок |
4 |
|
Давление конкурентов |
3 |
|
Ценовая эластичность спроса |
1 |
|
Средний балл |
3,29 |
Оценка факторов промышленного потенциала приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Факторы промышленного потенциала (IS)
|
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
|
Потенциал роста |
4 |
|
Потенциал прибыли |
4 |
|
Финансовая стабильность |
5 |
|
Уровень технологии |
5 |
|
Степень использования ресурсов |
4 |
|
Капиталоинтенсивность |
5 |
|
Легкость выхода на рынок |
4 |
|
Производительность, использование мощностей |
5 |
|
Средний балл |
4,5 |
Оценка факторов конкурентных преимуществ приведена в таблице 2.4
Таблица 2.4
Факторы конкурентных преимуществ (CA)
|
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
|
Доля рынка |
3 |
|
Качество продукции |
5 |
|
Жизненный цикл продукта |
5 |
|
Цикл замены продукта |
3 |
|
Лояльность покупателей |
4 |
|
Использование мощностей конкурентами |
5 |
|
Вертикальная интеграция |
4 |
|
Средний балл |
4,14 |
Оценка факторов финансового потенциала приведена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Факторы финансового потенциала (FS)
|
Факторы стабильности обстановки |
Балл |
|
Прибыль на вложения |
3 |
|
Финансовая зависимость |
2 |
|
Ликвидность |
3 |
|
Необходимый/ имеющийся капитал |
4 |
|
Поток средств |
3 |
|
Легкость ухода с рынка |
3 |
|
Риск предприятия |
4 |
|
Средний балл |
3,14 |
Далее полученные средние значения заносим в матрице SPACE и соединяем (рис. 2.).
- находится в конкурентном стратегическом состоянии. Это состояние обычно наблюдается на стабильном рынке с низкими темпами роста. В этом случае усилия сосредоточиваются на финансовой стабильности организации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность товара. В этой ситуации организации сокращают производство продукта и ищут выход на более привлекательные рынки.
|
FS |
6 | |||||||||||||
|
Консервативное |
5 |
Агрессивное | ||||||||||||
|
4 | ||||||||||||||
|
|
|
3 | ||||||||||||
|
2 | ||||||||||||||
|
1 | ||||||||||||||
|
-6 |
-5 |
-4 |
|
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
|
CA |
|
|
IS | |||||||||||
|
-2 | ||||||||||||||
|
-3 | ||||||||||||||
|
-4 | ||||||||||||||
|
Оборонительное |
-5 |
Конкурентное | ||||||||||||
|
ES |
-6 |