рефераты по менеджменту

Потребительские кооперативы

Страница
7

В чистом виде штабная организационная структура включает помощников при высших менеджерах крупных фирм и организаций. В райпо таковыми являются: главный инженер – начальник отдела охраны труда, инспектор отдела кадров, юрист. К чисто штабным подразделениям в райпо относятся отделы: планово-экономический, бухгалтерия.

Преимуществами данной организационной структуры являются: более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией определенных категорий персонала; освобождение линейных менеджеров от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. В то же время присущи следующие недостатки: недостаточно четкое представление об ответственности, так как готовящий решение не участвует в его осуществлении; тенденция к чрезмерной централизации.

Организационная структура не является статичной, т.е. неизменной на протяжении всего существования организации от момента образования и по сей день. На протяжении всего существования организации она развивалась. Особенно это характерно для последних пяти лет существования райпо, когда стало развиваться производство.

Таким образом, организационная структура Куженерского райпо является смешанной, включающая в себя элементы функциональной, линейной и штабной организационной структур. И соответственно, для нее присущи все преимущества и недостатки данных структур вместе взятые.

Совокупность прав и обязанностей работника, определяемая его трудовыми функциями и границами компетентности, называется должностью. Будучи закрепленной за ним юридически, она делает работника должностным лицом, осуществляющим постоянно или временно функции, связанные с руководством или выполнением организационно-распорядительных обязанностей. Каждое должностное лицо обладает сферой ответственности, очертанной границами объекта управления.

Все должности на предприятии, в зависимости от их места в системе управления подразделяются на две группы: руководителей и исполнителей. Однако «чистым» руководителем является только первое лицо, остальные же одновременно оказываются и ответственными исполнителями.

Руководители предприятия и ее подразделений, их заместители, помощники и главные специалисты составляют администрацию, задача которой состоит в достижении с помощью непосредственных исполнителей поставленных целей. Руководителей, входящих в администрацию еще называют руководителями высшего звена. От того, какими качествами обладают руководители высшего звена, зависит благополучие предприятия.

В связи с этим, необходимо дать общую характеристику руководителям высшего звена Куженерского райпо, к которым относятся: председатель совета, райпо, его заместители по торговле и по заготовкам, директор общепита, директор хлебозавода. Всех их можно отнести к управленцам бюрократического типа, большую часть времени они занимаются текущим администрированием, следовательно, на решение стратегических проблем остается меньшая часть времени. Безусловно, все руководители обладают высокими профессиональными качествами, т.е. являются компетентными в соответствующей профессии, которые были сформированы на базе образования, производственного и иного опыта. Но в то же время отсутствует стремление к приобретению знаний, постоянному самосовершенствованию. Вследствие чего, у них отсутствует рыночная ориентация в руководстве организации. Как крайне негативный момент следует, отметить наличие коррупции среди высших руководителей, из-за чего личные интересы идут далеко впереди интересов организации. На основании этого можно сделать вывод о том что, прежде всего, администрацией тормозиться развитие организации.

Немаловажное значение для оценки кадрового потенциала имеет оценка результатов труда и мотивация персонала. В Куженерском райпо практически отсутствует какая-либо система оценки результатов труда и мотивации персонала. В основном действует принцип уравниловки, какая-либо инициатива со стороны подчиненных должным образом не поощряется. Также не развиты и мотивационные механизмы. Об этом, прежде всего, говорит низкая заработная плата сотрудников, отсутствие дополнительных стимулов.

Также нельзя обойти вниманием систему найма, обучения и продвижения кадров. При найме сотрудников решающее значение играют родственные связи, особенно на руководящие должности. Обучение и повышение квалификации также находится на крайне низком уровне и происходит в основном внутри организации. Так как райпо не в состоянии выделять средства на обучение сотрудников, которое сейчас в основном платное. Очень низкий процент руководителей и специалистов с высшим образованием. В отношении продвижения кадров или карьеры можно сказать, что здесь наблюдаются застойные явления, т.е. какая-либо внутренняя система продвижения кадров отсутствует, самостоятельно сотруднику сделать карьеру крайне трудно, так как на руководящих должностях находятся «старые» кадры, «сдвинуть» с места данных руководителей практически не возможно из-за существующей между ними круговой поруки.

Культура организации, естественно, не существует отдельно от культуры общества. В последние годы интерес как теоретиков, так и практиков менеджмента к этому вопросу резко усилился. Усиление внимания связано, прежде всего, с тем, что возросло понимание того влияния, которое культура оказывает на эффективность организации. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате целенаправленных усилий по развитию духа компании.

Так как культура организации не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Однако, тем не менее, есть несколько устойчивых моментов, которые важно прояснить для того, чтобы попытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые придает культура организации.

Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Так, например, Марпотребсоюзом была организована серия публикаций в «Марийской правде», каждая из которых посвящалась конкретному райпо, входящему в систему Марпотребсоюза. В публикации, которое представило Куженерское райпо, говорилось в основном о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности, и не слово не было сказано о важности людей работающих в ней, о пропаганде своих ценностей. Таким образом, можно сделать заключение о низкой культуре организации.

Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому.

Так, в Куженерском райпо, с некоторой оговоркой, к ритуальным мероприятиям можно отнести ежегодное общее собрание членов трудового коллектива, посвященное подведению итогов работы. В последние годы данному мероприятию стало уделяться больше внимания.

Кроме докладов руководителей, в программу мероприятия введены награждение особо отличившихся сотрудников, концерт, развлекательные мероприятия (танцы, конкурсы, аукционы). Несмотря на некоторый формализм, данное мероприятие способствует повышению уровня культуры организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту