рефераты по менеджменту

Потребительские кооперативы

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

На фоне общеэкономического кризиса в России отмечается развитие некоторых отраслей хозяйствования и экономических систем, которые самостоятельно ищут пути выживания, сохранения своих позиций на рынке на основе использования даже небольших конкурентных преимуществ. К одной из многоотраслевых экономических систем относиться потребительская кооперация, также испытывающая значительные финансовые затруднения этапа реформирования экономических отношений.

Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (Часть первая) в общих чертах. Производственных - несколько детальнее, потребительских - совсем скудно. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах.

Сегодня мы испытываем сложности в законотворчестве и правоприменительной практике по проблемам кооперации потому, что у государства нет вполне ясной программы поддержки кооперативного сектора, четкого представления о направлениях его развития.

Во всем мире кооперативы выполняют большие социальные задачи. Они помогают бороться с нищетой, безработицей, создавая новые рабочие места, способствуют поднятию образовательного, культурного уровня своих членов, обеспечивают повышение жизненного уровня бедных слоев населения.

Пришло время и России сойти с обочины мирового кооперативного движения. Необходимо, чтобы и у нас как власть предержащие, так и общественность, средства массовой информации осознали, что подлинные кооперативы, использующие в своей деятельности выработанные 150 лет назад и живущие до сих пор принципы и ценности кооперативной демократии, способны внести свой весомый вклад в решение многих экономических и социальных проблем страны. Кооперативам, конечно, нужна поддержка государства так же, как и малому предпринимательству. Но еще больше им нужно, чтобы не мешали, не ставили палки в колеса, преграды на пути объединения людей в организации, основным девизом которых являются совместное участие и взаимопомощь, демократия и разумная экономическая выгода. По мере дальнейшего развития рыночных отношений и соблюдения классических кооперативных принципов будут формироваться необходимые условия, при которых потребительская кооперация станет для населения основной реальной формой удовлетворения своих экономических и культурных потребностей.

В центре внимания данной работы стало изучение потребительского кооператива как субъекта предпринимательской деятельности.

Объектом исследования является внутренняя и внешняя среда Куженерского районного потребительского общества (Куженерское райпо).

Целью данной работы является изучение деятельности Куженерского райпо во взаимодействии с внутренней и внешней средой.

Исходя из цели работы ставятся следующие задачи:

- изучение современного состояния и проблем развития потребительской кооперации как в целом по стране, так и в Республике Марий Эл;

- оценка системы управления и среды деятельности Куженерского райпо;

- оценка позиций потребительской кооперации в регионе и перспектив ее развития;

- оценка работы Куженерского райпо, выявление резервов повышения эффективности деятельности с разработкой программы мероприятий.

Усиление позиций потребительской кооперации в конкурентной борьбе зависит от качества управления. В связи с этим крайне актуальной является проблема рассмотрения предприятия как объекта управления его внутренней и внешней средой. Поэтому в раскрытии темы работы приоритетным является подход к рассмотрению управления организацией с позиций наиболее эффективного использования человеческого потенциала, для успешного выживания в долгосрочной перспективе в динамично меняющимся окружении.

1. Потребительские кооперативы: создание, организация, функционирование

Законодательное регулирование потребительских кооперативов

Общее понятие кооператива дано, например, в заявлении Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности (принято на Международном конгрессе, посвященном 100-летию МКА): кооперативы — это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия. При этом под ассоциацией (объединением) людей имеются в виду объединение не только отдельных людей (физических лиц), но и групп людей — юридических лиц, наделяемых такими же правами как и индивидуальные члены. Вопрос членства — дело самого кооператива. Нормы о кооперативах в Гражданском кодексе следовало бы сосредоточить в разделе о юридических лицах и дать общее понятие кооператива и его отдельных разновидностей.1

Правовой статус кооперативов представлен в ГК РФ (часть первая) в общих чертах. Производственных — несколько детальнее, потребительских — весьма лаконично. В полном объеме правовое положение кооперативов, права и обязанности их членов должны быть урегулированы законами о производственных кооперативах, законами о потребительских кооперативах, а также в соответствии с Федеральным законом о введении в действие ГК РФ — законом о сельскохозяйственной кооперации [4]. Последний принят и введен в действие с 1 января 1996г.

Основное различие между закрепленными в ГК производственными и потребительскими кооперативами состоит не в том, что для одних извлечение прибыли — основная цель, а для других — нет, а в том, что производственные кооперативы изготовленный в результате совместного труда продукт (работу, услугу) продают на сторону, удовлетворяют потребности членов за счет полученной прибыли, а члены потребительских кооперативов сами являются потребителями изготовленных созданными кооперативом организациями или его обособленными подразделениями, либо приобретенных ими товаров, услуг, результатов работ.

Организация и деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом 1992 г. "О потребительской кооперации в РФ", который отменил действие на территории Российской Федерации Закона СССР "О кооперации в СССР" в части, относящейся ко всем потребительским кооперативам. Этот закон закрепил правовой статус только потребительских обществ и союзов, то есть кооперативов, действующих в сфере торговли, заготовок и т.п.

Таким образом, Кодекс различает лишь производственные кооперативы (артели) - коммерческие организации и потребительские кооперативы - некоммерческие организации, устанавливая при этом, что правовое положение производственных кооперативов определяется в соответствии с данным кодексом законами о производственных кооперативах, а потребительских кооперативов - законами о потребительских кооперативах.

Как справедливо отмечалось в литературе, проводимое ГК разделение кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские) достаточно условно (особенно, как нам кажется, в отношении сельскохозяйственной кооперации). Извлечение прибыли не является самоцелью в кооперативе любого вида. Прибыль есть средство для наиболее полного удовлетворения различных жизненных интересов членов кооператива (в некоторых дореволюционных работах по кооперации вообще отрицалась правомерность использования термина "прибыль" применительно к кооперативам).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту