рефераты по менеджменту

Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО "Продсервис")

Страница
21

При анализе использования рабочего времени, приведенные данные показывают, что имеющиеся трудовые ресурсы на предприятии используются достаточно полно. В анализируемом периоде в сравнении с 2006 годом выработка на 1 торгового работника выросла на 1,73 млн. р. (выработка на 1 торгово-оперативного работника увеличилась на 2,19 млн. р.). В сравнении с 2005 годом выработка на 1 торгового работника снизилась на 0,47 млн. р. не смотря на рост выработки торгово-оперативных работников. Это связано с уменьшением их доли в общей численности торговых работников.

На развитие товарооборота ОАО «Продсервис» в 2007 году в равнении с 2005 годом оказали влияние следующие факторы: снижение численности торговых работников, увеличение числа дней, отработанных 1 торговым работником, увеличение продолжительности рабочего дня, снижение среднечасовой выработки на 1 торгового работника. Общее влияние трудовых факторов на розничный товарооборот в сопоставимых ценах составило +701,3 млн. р.

На данном предприятии отсутствуют непроизводительные затраты рабочего времени, что является положительным показателем. Можно сделать вывод о том, что организация управления производством на данном предприятии находится на высоком уровне, уделяется большое внимание сохранению лучших традиций коллектива, созданию условий для преемственности поколений, закрепления трудовых династий и общего развития работников.

3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»

Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»

При переходе экономики к рыночным условиям вопросы подбора и расстановки кадров приобретают исключительное значение.

Правильная расстановка работников, умелое использование их производственного опыта и квалификации дают возможность повысить производительность труда, успешно решать социальные проблемы. Известно, что создание в 30-х годах отделов кадров на предприятиях, в организациях было подчинено главным образом одной функции – прием и увольнение работников. Тогда доминировали количественные показатели: столько-то принято, столько-то уволено. Вся работа кадровых служб рассматривалась как техническая деятельность. К сожалению, организация кадровой службы на ОАО «Продсервис» не далеко ушла вперед. Основными обязанностями кадровой службы ОАО «Продсервис» в соответствии с должностными инструкциями являются:

формирование и ведение личных дел работников, внесение в них изменений, связанных с трудовой деятельностью;

ведение учета предоставления отпусков работникам, осуществление контроля за составлением и соблюдением графиков трудовых отпусков;

оформление документов по пенсионному страхованию;

вносить информацию о количественном и качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале общества;

осуществление методического руководства и контроль за оформлением приема и увольнения работников, хранением и заполнением трудовых книжек на работников и других документов по кадрам в подразделениях общества;

составление установленной отчетности.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сказать, что основной функцией отдела кадров ОАО «Продсервис» является делопроизводство, включающее в себя различные виды учета и отчетности: табельный, учет нарушителей трудовой и производственной дисциплины, оформление приема на работу, переводов, перемещений и увольнений. А вот выяснением причин текучести кадров, проблемами адаптации молодых специалистов и выпускников ПТУ работники кадровой службы занимаются в меньшей степени. Более того, они не считают себя ответственными за формирование коллектива. Полагаем, что подобный подход не отвечает требованиям кадровой политики, проводимой в нашем государстве, повышает роль и значимость кадровых служб в обеспечении предприятий высококвалифицированными работниками, приводит к частым ошибкам в подборе кадров управления и наносит большой экономический ущерб предприятию.

Как уже не однократно отмечалось, решающую роль в повышении эффективности труда в ОАО «Продсервис» играет производительность труда. Уровень и динамика производительности труда находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями развития производства и торговли.

Все факторы, влияющие на производительность труда, можно подразделить на внешние и внутренние (отраслевые) факторы. Такая классификация факторов важна для выявления резервов и путей роста производительности.

Внешние факторы не поддаются контролю со стороны предприятия, хотя и оказывают косвенное влияние на результаты его деятельности, в том числе и на уровень затрат труда. К ним относятся уровень развития производства товаров и насыщенности рынка товарной массой, динамика денежных доходов населения и розничных цен на товары, изменение конъюнктуры рынка, конкуренция на рынке и т. д. Задача ОАО «Продсервис» состоит в том, чтобы учесть эти факторы как объективные условия деятельности при разработке планов-прогнозов или стратегии развития.

На внутренние (отраслевые) факторы ОАО «Продсервис» может оказывать активное воздействие, в частности, изменять их влияние на производительность труда исходя из поставленной в соответствующем периоде цели и имеющихся возможностей ее достижения. К внутренним факторам относятся:

· состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности торгового предприятия;

· организация и уровень механизации труда;

· организация торгово-технологического процесса и формы продажи товаров;

· квалификация работников, условия труда, текучесть кадров; система материального стимулирования труда и т. д.

Организация труда тесно взаимосвязана с организацией производства. Она является составной частью организации производства. С развитием рыночных отношений все больше операций производственного характера (фасовка, упаковка) передается производственным отраслям. Однако некоторые производственные операции (например, внутримагазинное перемещение товаров), как органическая составная часть производственных операций, в торговле сохраняется.

Расчет влияния организации труда работников ОАО «Продсервис» на уровень их производительности представлен в табл. 3.1. Данные табл. свидетельствуют о том, что в отчетном периоде в сравнении с прошлыми годами (2005 и 2006 годом) организация труда способствовала росту производительности на +1,49 % и +0,1 %.

Таблица 3.1

Влияние организации труда работников ОАО «Продсервис» на уровень их производительности

Показатель

2005 год

2002 год

2007 год

Отклонение 2007 года

от 2005 года

от 2006 года

1. Среднесписочная численность торговых работников, чел.

603

584

590

-13

+6

2. Количество рабочих дней в году за вычетом очередных отпусков, дней

262

263

263

-1

-

3. Среднее число дней, отработанных одним торговым работником за год

246,4

250,7

250,9

+4,5

+0,2

4. Совокупный фонд рабочего времени (стр.1*стр.2), человеко-дней

157986

153592

155170

-2816

+1578

%. Величина используемого рабочего времени (стр.1*стр.3), человеко-дней

148579,2

146408,8

148031

-548,2

+1622,2

6. Уровень организации труда (стр.5/стр.4*100), %

94

95,3

95,4

+1,4

+0,1

7. Изменение производительности труда за счет совершенствования его организации

х

х

х

+1,489

((+1,4)/94*100)

+0,104

((+0,1)/95,3*100)

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту