рефераты по менеджменту

Мотивация труда управленческого персонала

Страница
3

Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании работников предприятия. Если, например, у предприятия нет достаточных возможностей для удовлетворения потребности работника в росте, то он с повышенным интересом переключится на потребность связи.

Широкое распространение получила концепция Д.МакКлелланда, классифицирующая потребности следующим образом:

1) потребность достижения, которая проявляется в стремлении работника добиваться стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее;

2) потребность соучастия, которая проявляется в стремлении к дружеским отношениям с окружающими;

3) потребность властвования, которая развивается на основе обучения, жизненного опыта, и состоит в том, что работник стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении.

Потребности приобретаются под влиянием жизненных обстоятельств, опыта, обучения.

Ф.Герцберг предложил двухфакторную теорию в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. В них говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теории ожиданий, или модель мотивации по В.Вруму, теория справедливости и модель Портера-Лоулера, а также мотивационная модель самоактуализации Д.Мак-Грегора.

Однако все схемы классификации потребностей человека являются в определенной степени общими или условными, так как в недостаточной степени учитывают все индивидуальные потребности различных категорий персонала.

Одной из широко используемых на практике мотивационных теорий является теория ожидания, которая основана на утверждении, что работник выполняет действия в ожидании вознаграждения.

Основными разработчиками собственно концепций ожидания применительно к мотивации и поведению человека в организации являются В.Врум, Л. Портер и Э. Лоулер [4, с. 376]. В основе теории ожидания лежит общий подход к процессу мотивации, который приведен на рисунке 1.4 [12, с.200].

Согласно теории ожидания В.Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

Ключевым фактором в данной теории являются три взаимоотношения: 1) ожидания (прогноз) соотношения расходов на труд – результата (РТ – Р); 2) ожидание соотношения результата - вознаграждения (Р – В); 3) ценность вознаграждения (Ц) – предполагаемая степень относительного удовлетворения – неудовлетворения, возникшего в результате получения определенного вознаграждения. Соотношение между тремя факторами может быть выражено:

Мотивация (М) = (РТ – Р) х (Р – В) х Ц.

Типовая модель мотивации выбора линии поведения работника представлена на рисунке 1.3 [27, с.22].

Возможности Ожидания Оценка исполнения

Способности Действие Результаты 1 уровня Результаты 2 уровня

-оплата труда -содержательность труда

-условия труда -успех

Усилия -социальные гарантии -удовлетворенность

трудом

Желание

Рис.1.3 Типовая модель мотивации выбора линии поведения работника

Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются в наибольшей степени [29, с.200].

Из приведенной схемы следует, что человек в организации, вкладывая знания, опыт, силы в организацию, ждет от нее вознаграждения и удовлетворения своих потребностей. При этом возможны три варианта влияния усилий человека на вероятность получения вознаграждения: 1) вознаграждение приходит независимо от приложенных усилий и поэтому не является стимулирующим фактором; 2) существует непосредственная связь усилий и вознаграждения, которая стимулирует трудовую активность и является мотивом труда; 3) связь усилий и вознаграждения несущественна и человек может отказаться от деятельности, если убеждается, что его усилия незначительно увеличивают вероятность вознаграждения.

Вход

Задача и возможное

вознаграждение

Оценка

Сравнение входа с потребностями,

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту