Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические и др.), требующие умелого учета в практической работе.
Управление персоналом направлено на достижение эффективной деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работниками. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
В таблице 1.3 представлены основные элементы системы управления персоналом. В ней также приводится сравнительная характеристика различных подходов к управлению персоналом.
Таблица 1.3 Структура основных элементов, формирующих систему управления персоналом
|  
 Содержание элементов системы управления персоналом  |   
 Классический подход к управлению персоналом  |   
 Современный подход к управлению персоналом  |  
|  
 Ресурсы фирмы  |   
 Физический и денежный капитал  |   
 Физический и денежный капитал Человеческие ресурсы  |  
|  
 Расходы на персонал  |   
 Прямые затраты  |   
 Долгосрочные инвестиции  |  
|  
 Привлечение персонала на фирму  |   
 Денежный стимул  |   
 Активный поиск Реклама Социальные льготы  |  
|  
 Расходы на обучение  |   
 Минимальные  |   
 Определяются по принципу «затраты - выгода»  |  
|  
 Формы обучения  |   
 На рабочем месте  |   
 Вне фирмы, включая общее образование  |  
|  
 Социальная инфраструктура  |   
 Отсутствует  |   
 Формируются отдельные компоненты по принципу «затраты - выгода»  |  
|  
 Стиль руководства  |   
 Авторитарный  |   
 Определяется ситуацией  |  
|  
 Организация труда  |   
 Индивидуальная  |   
 Индивидуальная Групповая  |  
|  
 Регламентация исполнителя  |   
 Жёсткая  |   
 Разная степень свободы в организации труда  |  
|  
 Мотивация к труду  |   
 Индивидуальная  |   
 Сочетание морально- экономических стимулов, использование различных мотивов деятельности  |  
|  
 Горизонты (сроки) планирования  |   
 Краткосрочный  |   
 Период жизненного цикла человеческих ресурсов  |  
|  
 Функции кадровых служб  |   
 Преимущественно учетные  |   
 Преимущественно аналитические и организационные  |  
Сравнивая классический и современный подход к управлению персоналом, основные принципы которых изложены в таблице 3 видим, что в современном управлении произошло смещение акцента с административно-регламентирующих методов, ориентированных главным образом на достижение целей организации, на более гибкие, развивающиеся методы, ориентированные на человека в организации и удовлетворение его высших потребностей.
Такая смена ориентиров в управлении персоналом имела длительную предшествующую эволюцию общего менеджмента организации. Одна из первых концепций управления персоналом базируется на постулатах «школы научного управления», в которых один из главных принципов - минимизация вложений в наёмную силу. В 70-х годах появилась концепция «человеческих ресурсов управления», возникшая в результате синтеза школ «человеческих отношений» и «поведенческих наук», что позволило признать экономическую целесообразность капиталовложений в рабочую силу. При таком подходе прослеживается прямая зависимость величины дохода от индивидуальной производительности работника, его творческого подхода и самореализации.
Применение концепции «человеческих ресурсов» требует осуществления кадрово-образовательной политики на уровне корпорации и государства. Корпорация представляет собой социотехническую систему. Этот подход позволяет представить корпорацию как совокупность двух систем: технической и социальной, которые осуществляют принципиально отличные функциональные действия.
Действия технической системы предсказуемы и контролируемы, так как представляют собой реакцию объекта управления на полученную от органа управления команду.
Социальная (личностная, человеческая) подсистема связана с поступками и реакциями людей на команды управления, которые не могут быть однозначными и предсказуемыми. Эффективность действия данной подсистемы изначально связана с подбором кадров, т.е. кадровой политикой.
Управление человеческими ресурсами - главная функция любой организации и рассматривается как система организации и управления процессами отбора, обучения и оценка кадров, являясь подсистемой в обще корпорационной структуре. Управление человеческими ресурсами само представляет собой сложную систему. На данной схеме можно увидеть комплексную систему управления персоналом, состоящую из объектов и процессов. А как схему процессов по управлению персоналом данную систему можно представить следующим образом (рис.1.1).
 
Рисунок 1.1. Схема основных процессов работы с персоналом
По своему содержанию организационная и социально-экономическая основа системы управления персоналом включает в себя:
· установление четкого порядка и регламента определения целей и постоянное уточнение перспективных и текущих задач, стоящих перед подразделением в целом, а также перед каждым функциональным органом управления и структурным звеном;
· формирование и постоянное совершенствование организационной структуры управления, связанное с уточнением количества подразделений и функциональных органов управления, положений, регулирующих деятельность, формальных, регламентированных правовыми актами связей между ними, профессиограмм для каждого должностного лица, включая должностные инструкции и модели должностей;
· непрерывное улучшение условий, определяющих уровень организации труда работников (повышение степени ответственности, обогащение труда, совершенствование организации труда и обслуживания рабочих мест и др.);