рефераты по менеджменту

Инновационные игры в подготоке менеджеров

Страница
4

Формальные требования, предъявляемые к конкретным математическим знаниям студентов, работающих в условиях электронных таблиц, весьма скромны, они не выходят за пределы элементарных вопросов линейной алгебры и начальных сведениях о массивах, компьютере, экономике. Математические рассуждения просты, но затем они складываются в довольно сложную логическую структуру.

В каждой работе основное внимание обращается на организационный, информационный и алгоритмический аспекты, бегло затрагивается программный. Деловая игра рассчитана на студентов, умеющих логически мыслить, и учит держать в поле внимания одновременно достаточно большое число элементов, отделяя главные от второстепенных. Длительность процесса поиска решений является показателем того, как студент соблюдает правило поиска максимумов и минимумов, умеет пользоваться правилами перебора. Оценка за выполнение деловой игры имеет три составляющие:

§ продолжительность расчетов;

§ качество расчетов;

§ умение общаться с компьютером.

Итоги

Таким образом, деловые игры, базирующиеся на применении современных компьютеров, позволяют имитировать совокупность управляемых и неуправляемых процессов, обеспечивая в ускоренном масштабе взаимосвязанную последовательность близких к реальным ситуаций, происходящих в повседневной жизни.

Студентам предлагается на основе конкретной, постоянно изменяющейся ситуации выработать управленческие решения, которые немедленно учитываются компьютером при моделировании следующих этапов развития. Это создает условия для оценки эффективности тактики управления, выбранной студентом, способствует ее совершенствованию и закреплению практических навыков.

В ходе деловой игры с использованием компьютера осуществляется связь отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности фирмы и их влияние на конечный результат работы, возможность выделения основных и второстепенных связей в производственной ситуации, технические возможности вычислительной техники и эффективность ее применения для исследования и управления. Планирование деятельности по нескольким показателям, а затем отчетность по каждому из них отражает оценки различных сторон работы фирмы. Суть этих оценок в противоречии между сегодняшней выгодой и эффектом в будущем. Взаимосвязь между запланированными показателями и отчетностью по ним наделена чертами конфликта. Для принятия оптимальных решений в таких ситуациях нужны специальные знания. Предполагается, что, выполнив данную работу, будущий менеджер приобретает их.

Методы активизации творчества

1. Дискуссия

Принципы и этапы дискуссии

1. Цель дискуссии – принятие единственного сбалансированного решения.

2. Поставить проблему. Выбрать руководителя (лидера), распределить другие роли.

3. Организовать обсуждение заявленной проблемы (ситуации).

4. Обеспечить корректный подход, уважение к участникам дискуссии.

5. Выслушать собеседника до конца, дать ему высказаться. Фиксировать основные идеи и мнения.

6. Не выходить за рамки условий. Придерживаться выработанного регламента.

7. Рефлексия: анализ итогов дискуссии, систематизация материала, выработка общей позиции.

Возможные роли в дискуссии: аналитик, эксперт, организатор, критик, делопроизводитель, генератор идей, министр финансов, рядовой гражданин, журналист, бизнесмен и т.д. (И.Б. Ромашова, «Финансовый менеджмент»).

В ряде случаев для определения управленческого потенциала руководителя могут быть использованы семинары, в которых участвуют руководители специалисты. Для организации это хорошая возможность совместить обучение с оценкой потенциала своих работников.

Семинар проходит, как правило, в течение нескольких дней. Он также может проводится в несколько этапов. Каждый из этапов специализированного семинара для руководителей преследует свои цели. Слушателям могут быть предложены домашние задания – они выполняют их за то время, которое отделяет один семинар от другого. Важнейшей целью таких семинаров кроме решения чисто образовательных задач часто становится и выявление слушателей, обладающих наиболее высоким потенциалом, что позволяет рассматривать их в качестве кандидатов для включения в кадровый резерв или для занятия должностей более высокого уровня (в сравнении с тем, который они занимали до участия семинара).

Для подготовки и проведения семинаров обычно пользуются услугами внешних организаций, имеющих достаточный опыт такой работы. Оценочные процедуры, включенные в программу семинара, тесно переплетаются с учебными процедурами (деловыми играми, групповыми обсуждениями, кейс-стади).

Таблица 2

Задачи руководителя дискуссии

На этапе постановки проблемы

В отношении проблемы

Ясно и четко поставить проблему. Разбить проблему на задачи (вопросы).

В отношении каждого участника

Проверить, насколько точно понимает каждый суть проблемы. Помочь в распределении ролей и функций между участниками группы.

В отношении группы

Поставить перед группой цель. Установить регламент. Ознакомить с принципами и этапами дискуссии.

На этапе решения проблемы

В отношении проблемы

Соблюдать этапность в решении проблем. Следить за фактором времени при обсуждении.

В отношении каждого участника

Спрашивать мнение каждого участника о решении проблемы. Не допускать отклонения от поставленных задач и регламента. После каждого высказывания выделить вслух главные мысли (или зафиксировать на доске).

В отношении группы

Сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения о решении проблемы. Пресекать непродуктивные обсуждения и споры, в которых участники задевают личность друг друга.

На этапе подведения итогов

В отношении проблемы

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

В отношении каждого участника

Подчеркнуть вклад каждого в решение проблемы.

В отношении группы

Поблагодарить группу в целом за слаженную и продуктивную работу.

2. Мозговой штурм (Brainstorming)

Это, вероятно, самый известный метод решения проблем. Один из самых древних методов решения задач и активизации воображения. Автор идеи мозгового штурма – преподаватель американского университета в США Алекс Осборн (40-е гг. ХХ века). Он обратил внимание на то, что в сознании каждого человека при решении задачи происходит одновременно два процесса: творческий (генерирование новых идей) и аналитический (оценка и анализ этих идей). В результате продуктивность процесса принятия решений снижается, поскольку многие «сырые» идеи не выдерживают либо внутренней, либо внешней критики (И.Б. Ромашова, «Финансовый менеджмент»).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту