рефераты по менеджменту

Инновационные игры в подготоке менеджеров

Страница
1

Введение

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры. Методики современных деловых игр позволяют рационально сочетать профессиональный интерес учащихся к новым методам обучения, дух соперничества и коллективизма.

Исследователи утверждают, что вкладывать средства в обучение персонала гораздо выгоднее, нежели в производство. По мнению главного экономиста Американского общества содействия обучению и развитию, в 90-е годы ХХ столетия рост экономики за счет повышения степени обученности работников составил 2,1%, за счет роста населения – 0,4%, за счет увеличения капитала – всего – 0,5%.

По статистике, 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долларов дохода. Главное – определиться с методом обучения.

Считается, что любой HR-менеджер, тренер или бизнес-консультант должен владеть игровыми технологиями и проводить подобные тренинги у себя в организации или в организации заказчика.

Кроме того, деловые игры способствуют развитию интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала педагога.

Пособие содержит информацию о наиболее распространенных методах развития инновационного творчества отечественных и зарубежных исследователей.

В приложении приводятся основные библиографические сведения лауреатов нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономический науки и экономики.

Автором замечено, что использование игровых технологий в учебном процессе повышает удовлетворенность и ассертивность студентов. Цели деловой инновационной игры будут достигнуты, и ее качество будет высоким при соответствующей мотивации, текущем контроле теоретического материала и учете индивидуальных и групповых особенностей!

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Инновационные игры

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр.

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях (Ю. В. Вертакова, Е.С. Симоненко «Инновационный менеджмент»).

Игра помогает приобрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умение активно взаимодействовать с окружающими.

Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен В.С. Дудченко в 1981г. Его группа к 1990г. провела около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.

Общими признаками инновационных игр являются:

- Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи.

- Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

- В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности ориентация на совместные ценности.

- В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

- В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

- Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

- Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Таблица 1

Сравнительные признаки рутинных и инновационных игр

Рутинные игры

Инновационные игры

Требуют обширной цифровой информации

Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой)

Ориентированы на рациональные действия участников

Ориентированы на личностную эмоциональную включенность участников

Закрытые для развития

Открытые, саморазвивающиеся

Решения предопределены

Решения неизвестны

Обучающие

Развивающие

Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуациях

Ориентированы на выработку навыков в нестандартных ситуациях

Для организации инновационных игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Участие руководителя высшего уровня.

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.

3. Продолжительность – не менее пяти, максимальная – одиннадцать дней.

4. Рабочий день – не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин.

5. Не разрешаются опоздания к началу работы и досрочный уход.

6. Общая численность участников игры – 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые семь игроков).

7. Численность группы – не более 9 человек. Число групп – 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным.

9. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования.

10. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.

11. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном режиме».

12. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

Этапы игры:

- диагностика проблемы;

- анализ ситуации;

- формулирование проблемы;

- определение целей;

- выработка решений;

- разработка проблемы;

- формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:

1) Системность, заключающаяся в программировании и развертывании инновационной игры как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

2) Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

3) Единоначалие руководителя игры.

4) Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения инновационной игры вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».

5) Саморазвитие. Инновационные игры как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра непохожа на предыдущую.

6) Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту