По мнению экспертов, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие приходят в коллектив с предприятий газодобывающей промышленности. Согласно полученным данным, более трети (34,7%) принятых за последние 2 года рабочих до этого работали в других районах Крайнего Севера и почти треть (28,8%) ранее работали на предприятиях газодобывающей промышленности. Эти цифры не случайность, а продуманная кадровая политика предприятия.
Исследования показали, что важным фактором, влияющим на ход социальной адаптации, является субъективно воспринимаемая людьми возможность реализации своих потребностей («социальные ожидания»), с учетом времени их реализации.
Почти половина опрошенных работников (44,6%) считают, что они смогут удовлетворить свои основные потребности, работая на предприятии «Ямалгазпромстрой». Это, безусловно, положительный момент, однако 37,5% опрошенных затрудняются оценить свои перспективы в этом отношении.
Хотелось бы обратить внимание на то, что даже на таком благополучном предприятии в решении социальных вопросов, как «Ямалгазпромстрой», процент затрудняющихся оценить свои перспективы очень высок.
С легкой руки прессы принято считать, что на Севере много романтиков. В теле- и радиоинтервью ветераны и передовики предприятия, в зависимости от ранга телестудии, об одном и том же говорили по-разному. В телестудии своего предприятия еще упоминалась и зарплата, и квартира, и полученный от предприятия первый автомобиль «Волга», в интервью Тюменскому телевидению – речь больше шла о трудных буднях…, в Останкино – о любви к Северу, к его людям, о понимании сложных задач по освоению Крайнего Севера. Именно эти люди чаще других бывают в отделе кадров и социального развития, проверяя ход строительства коттеджей, интересуясь загранпутевками, наградами к празднику, при случае напоминая, что, мол, не за запахом тайги…
Исследования подтвердили: в настоящее время мало кто едет на Крайний Север случайно или в поисках романтики. Лишь 9,5% работников, среди основных своих потребностей указали возможность «испытать себя в условиях Крайнего Севера». Большинство отправляется на Север с конкретной, сугубо «материальной» целью: хорошо заработать, получить жилье, приобрести автомобиль т. п. Работники без четкой программы удовлетворения своих целей, находясь в состоянии «неопределенности», в конечном счете, ощущают неудовлетворенность от своей работы, что сильно влияет на весь адаптационный процесс.
Структура основных социальных потребностей работников предприятия, выявленная в ходе исследования не явилась неожиданной, однако содержит некоторые моменты, представляющие определенный интерес для администрации. Так, большинство респондентов (69,5%) надеются хорошо заработать в предприятии «Ямалгазпромстрой», каждый второй предполагает решить свои жилищные проблемы, 35,4% – планируют приобрести автомобиль, а 21,1% просто хотят заниматься любимым делом (т.е. каждый пятый работник!). Это позволяет говорить о наличии большой группы профессионально адаптированных «молодых» рабочих, для которых социальная адаптация – дело недолгого времени. Они благоприятно влияют на микроклимат в коллективе, быстро добиваются признания, редко участвуют в дестабилизационных процессах. Парные распределения показывают, что среди этой группы нет работников моложе 30-ти лет.
Существенным фактором адаптационного процесса является «временной диапазон реализации ожиданий». Чем дальше «во времени» конечная цель работника, реализация его наиболее важной социальной потребности, тем меньше уровень мотивированности на участие в совместной деятельности, труднее его «врастание» в коллектив. В таблице 2 приведены диапазоны времени реализации ожиданий по трем важнейшим для респондентов в 2001 г. социальным ценностям: заработной плате, жилью и приобретению автомобиля.
Таблица 2. Временной диапазон реализации социальных ожиданий работников
|  
 Наиболее значимые социальные факторы  |   
 Ожидаемое время их реализации на предприятии «Ямалгазпромстрой» (лет)  |  ||
|  
 до 3-х  |   
 3–5  |   
 более 5-ти  |  |
|  
 1. Хорошо заработать  |   
 17,2%  |   
 17,2%  |   
 27,0%  |  
|  
 2. Решение жилищной проблемы  |   
 12,0%  |   
 14,4%  |   
 25,6%  |  
|  
 3. Приобретение автомобиля  |   
 10,1%  |   
 11,1%  |   
 0,7%  |  
Из табл. 2. видно, что большинство «молодых» рабочих предполагает решить свои социальные проблемы менее чем за 5 лет.
Фактически через 6–8 месяцев работник убеждается, что за такой короткий срок указанные проблемы решены не будут и, в этом случае, необходимо включение многих внешних факторов со стороны предприятия, чтобы убедить эту группу работников «смириться» с новыми сроками ожидания.
Следует отметить, что респондентам предлагался набор из семи социальных факторов, и такие факторы как «освоение новой профессии» и «повышение квалификации», оказались одинаково значимы с «возможностью приобрести путевки в санаторий и за границу».
Дальнейшее исследование показало, что с факторами повышения квалификации и освоения новой профессии конкурирует только заработная плата.
Крайне важным представляется вопрос о дальнейших планах работников: намерены ли они продолжать работать на предприятии в ближайшее время? Ответ на него позволил, во-первых, выявить категорию социально неадаптированных работников и, во-вторых, определить уровень потенциальной текучести кадров.
Подавляющее большинство работников (81,8%) намерены проработать на предприятии более 5-ти и 10-ти лет, и ситуацию, по закреплению кадров можно определить как достаточно стабильную. Однако, обращает на себя внимание группа работников, планирующих покинуть предприятие в течение ближайших трех лет. Суммарно эта группа включает в себя немногим более 13% «молодых» работников предприятия, однако проведенный статистический анализ двухмерного распределения позволяет говорить об «отторжении» коллективом и «социальном дискомфорте» работников возрастной группы до 25-ти и даже до 30 лет. В табл. 3 расположены по ранжиру причины увольнения «молодых» рабочих, указанные самими рабочими и экспертами.
Таблица 3. Негативные факторы, влияющие на текучесть кадров
|  
 Возможная причина увольнения  |   
 Рабочие  |   
 Эксперты  |   
 Разность рангов  |  |||||
|  
 %  |   
 Ранг  |   
 %  |   
 Ранг  |  |||||
|  
 Неудовлетворительная оплата труда  |   
 19,3  |   
 1  |   
 23,1  |   
 3  |   
 -2  |  |||
|  
 Невозможность получить жилье  |   
 15,8  |   
 2  |   
 23,1  |   
 *5  |   
 -1  |  |||
|  
 По семейным обстоятельствам, не связанным с работой  |   
 12,3  |   
 3  |   
 36,8  |   
 1  |   
 2  |  |||
|  
 Сложно приобрести автомобиль  |   
 9,5  |   
 4  |   
 7,7  |   
 9  |   
 -5  |  |||
|  
 Плохая организация вахтовых перевозок  |   
 8,4  |   
 5  |   
 4,3  |   
 11  |   
 -6  |  |||
|  
 Неудобный режим перевахтовок  |   
 7,7  |   
 6  |   
 10,3  |   
 8  |   
 -2  |  |||
|  
 По семейным обстоятельствам, связанным с работой  |   
 5,3  |   
 7  |   
 26,5  |   
 2  |   
 5  |  |||
|  
 Плохие условия труда  |   
 5,3  |   
 8  |   
 3,4  |   
 2  |   
 -5  |  |||
|  
 Из-за грубости руководителей  |   
 4,9  |   
 9  |   
 12,8  |   
 7  |   
 2  |  |||
|  
 По состоянию здоровья  |   
 4,2  |   
 10  |   
 20,5  |   
 5  |   
 5  |  |||
|  
 Тяжелые условия Крайнего Севера  |   
 3,9  |   
 11  |   
 13,7  |   
 6  |   
 5  |  |||
|  
 Сложно приобрести путевки в санаторий или за границу  |   
 3,9  |   
 12  |   
 1,7  |   
 14  |   
 -2  |  |||
|  
 Плохой производственный быт  |   
 2,8  |   
 13  |   
 1,7  |   
 14  |   
 -1  |  |||
|  
 Невозможно повысить квалификацию  |   
 2,1  |   
 14  |   
 3,4  |   
 13  |   
 1  |  |||
|  
 Плохие взаимоотношения в коллективе  |   
 1,1  |   
 15  |   
 7,7  |   
 9  |   
 -6  |  |||