рефераты по менеджменту

Функции менеджмента: планирование

Страница
3

сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансо-

вых показателей. При его составлении прежде всего учитываются по-

казатели, разработанные в стратегических или оперативных планах.

Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим,

текущим и другими видами планирования.

Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного пла-

на в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финан-

совый планы, давая возможность предвидеть конечный результат дея-

тельности, то есть размеры и норму прибыли. Составление бюджетов

занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Осо-

бые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают

уже готовый бюджет. Глава фримы утверждает бюджет и несет ответ-

ственость за эффективность методов по его разработке. Основу люд-

жета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производ-

ства. На основе прогноза продаж составляются планы произвоства,

снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций,

финансироания, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все

стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отде-

лений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством

координации работы всех звеньев фирмы.

Формы внутрифирменного планирования

Методологичкой особенностью планирования является широкое

использование программно-целевого подхода, который предусматри-

вает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увяз-

ки с ресурсами. Обычно цели разрабатываются на длительную пер-

спективу и определяют основные напревления программы развития

фирмы. Одновременно формулируются четкие задачи каждого подразде-

ления фирмы и определяются его место и роль в достижении общих

целей. В частности, определяются не только общий объем прибыли и

орма рентабельности, но и различные нормативные показатели, свя-

занные с осуществлением функций маркетинга, финансирования и др.

Таким образом, в разрабатываемых фирмами планах, как страте-

гических, так и текущих, формируются основные задачи хозяйствен-

ной политики на определенный период и конкретные пути их решения:

определяются необходимые для этого материальные и финансовые

средства, а также методы их наиболее эффективного использования с

учетом складывающихся условий в международном масштабе. Иными

словами, методология планирования ориетируется на обеспечение

увязки целей с ресурсами, определении последовательности средств

и методом наиболее эффективного достижения поставленных целей и

вытекающих отсюда задач в рамках каждого хозяйственного подразде-

ления всей фирмы.

Организационно процесс централизованного пранирования у

большинства крупнейших фирм осуществляется "сверху вниз". Такая

организация процесса планирования свидетельствует о централиза-

ции важнейших решений в области планирования в высшем звене уп-

равления компании и предоставляет определенную самостоятельность

производственным отделениям в разработке календарных планов на

базе показателей, единых для всей фирмы.

Центральные службы планирования имеются практически во всех

крупных компаниях. Однако организационно и структурно цен-

тральная служба может быть построена по-разному и отличаться по

характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции цен-

тральноу службы планирования выполняют отделы планирования, нахо-

дящиеся в составе других центральных служб. В производственных

отделениях аппарат планирования представлен отделом пранирования,

в функции которого входит составление месячных, квартальных, по-

лугодовых и годовых, сводных и текущих производственных планов по

отделению в целом. Обычно эти планы обобщают показатели, получен-

ные от каждого подразделения.

Препятствия для планирования

К несчастью, жизнь администрации не всегда проходи гладко.

Существуют препятствия. которые нужно выявлять, а затем обходить

или устранять.

Наиболее распространены:

* стратегия компании не полностью разработана на самом высо-

ком уровке, так что цели для подразделений и отделов не совсем ясны;

* высшее звено руководства не проедоставляет достточной ин-

формации о целях компании, что позволило бы отделам подготовить

свои собственные конкретные предложения;

* менеджеры на более низких уровнях не считают вполнение

плана своей обязанностью, поскольку они не принимали участия в их

разработке;

* планы скучны и неинтересны и невызывают у персонала стрем-

ления их выполнять;

* некоторые из менеджеров обеспокоены тем фактом, что плани-

рование делает более легким определение достигнутых результатов.

Это может быть опасной перспективой для тех, кто не уверен в

своей работе;

* некоторые опасаются очевидной жесткости плановой системы,

они чувствуют, что планирование осущствляется специалистами, у

которых нет настоящего понимания реальной жизни отделов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту