рефераты по менеджменту

Функции менеджмента: планирование

Страница
1

Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования

Содержание внитрифирменного планирования как функция управ-

ления крупной фирмой состоит в обоснованном определении основных

направлений и пропорций развития производства с учетом мате-

риальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность пла-

нирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и

каждого подразделения в отдельности на установленный период, оп-

ределения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и

псоледоватльности реализации, выявления материальных, трудовых и

финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджме-

нта состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности

все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные

условия для нормального функционирования и развития предприятий,

входящих в фирму. Оно предсматривает разработку комплекса мероп-

риятий, определяющих последовательность достижения конкретных це-

лей с учетом возможностей наиболее эффективного испольхования ре-

сурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэ-

тому планировние призвано обеспечить взаимоувязку между отдельны-

ми структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологи-

ческую цепочку: научные писследования и разработки, производство

и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирова-

ние потребительского спроса, аналих и оценку имеющихся ресурсов и

перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает

необходимость увязки пранирования с маркетингом и контролем с

целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта

вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополиза-

ции рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и

воздействовать на его развитие.

Внутрифирменное планирование в рамках крупных компаний охва-

тывает как текущее, так и перспективное планирование, осущес-

твляемое в виде прогнозирования и программирования.

Если перспективное планирование призвано определить общие

стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для

этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабаты-

ваемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое

достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы до-

полняют, развивают и корректируют перспективные направления раз-

вития с учетом конкретной обтановки.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить

следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования в зависимости от длительности планового

периода:

- перспективное планирование(прогнозирование);

- среднесрочное планирование;

- текущее планирование.

Виды планов:

1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности -

планы НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снаб-

жения, финансовый план.

2) в зависимости от организационной структуры фирмы - планы

производственного отделения, планы дочерней компании.

Уровень и качество планирования определяются следующими важ-

нейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех

уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в фун-

кциональных подразделениях; наличием информационной базы и обес-

печенностью компьютерной техникой.

Можно выделить некоторые характерные особенности планиров-

ния в зависимости от целей:

в американских компаниях главное - это объединение страте-

гий всех подразделений и распределение ресурсов;

в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;

в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и

повышение качества решений.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; опреде-

ление политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения

целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных

решений.

Планирование заканчивается перед началом действий по реали-

зации плана. Планирование - это начальный этап управления, од-

нако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, про-

должающийся до завершения планирукмого комплекса операций.

Планирование направлено на оптимальное использование возмож-

ностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ре-

сурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к

снижению эффективности деятельности фирмы.

Планирование включает в себя определение:

конечных и промежуточных целей;

задач, решение которых необходимо для достижения целей;

средств и способов их решения;

требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и зарактера решаемых задач

различают три вида планирования: стратегическое, сруднесрочное,

тактическое.

Стратегическое планирование заключается в основном в опреде-

лении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на опреде-

ление намечаемых конечных результатов с учетом средств и спосо-

бов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ре-

сурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы,

напрмер, расширение производственных мощностей путем строи-

тельства новых предприятий или приобретения оборудования, измене-

ние профиля редприятия или радикальное изменение технологии.

Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет

отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы

управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое планирование заключается в опреденеии промежу-

точных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При

этом детально разрабатываются средства и способы решения задач,

использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Представляет интерес следующее толкование терминов, связан-

ных с планированием:

планомерность - это основа управления;

плановость - это принцип управления;

планирование - важнейшая функция управления;

плановые задания - метод управления;

разработка и реализация плана - основное содеражание процес-

са управления.

Стратегическое планирование, его виды и цели

Многие крупные компании в современных условиях стали удеят

все большее внимание развитию стратегического планирования как

инструменту централизованного управления. Такое планирование, ох-

ватывающее от 10 до 20 лет, предусматривает разработку общих

принципов ориетации фирмы на перспективу; определяет стратегичес-

кое направление и программы развития, содержание и последовател-

ность осуществления важнейших мероприятий, обеспецивающих дости-

жение поставленных целей. Стратегческое планирование помогает

принимать решения по комплексным проблемам деятельности фирмы в

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту