рефераты по менеджменту

Управление финансовыми потоками в ООО "IMT - сервис"

Страница
8

Эффект производства

————————— * 100%

Затраты и вложения

Если в числитель этой формулы подставить балансовую при­быль до уплаты процентов за кредит и налогов на прибыль, так назы­ваемый НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций), а в знаме­натель - АКТИВ, т.е. актив баланса МП, где отражены направления расходования и вложений средств, то получим уровень экономической рентабельности активов (ЭР):

Балансовая прибыль +

Проценты за кредит, относимые на себестоимость

Эр = ——————————————————————

АКТИВ

Достаточная величина уровня экономической рентабельности активов - залог настоящих и будущих успехов МП.

Различные варианты соотношений затрат + вложений с эффек­том производства используются как для выработки мнения о взаимо­связи этих ключевых элементов, так и для выявления тенденций к улучшению или ухудшению производственно-хозяйственной деятельности МП и управления им.

При этом необходимо также иметь в виду и специфику отрасли, ее особые свойства и характеристики, так как от этого зависит величина показателя экономической рентабельности ак­тивов. Так, рентабельность ювелирного производства существенно выше рентабельности производства овощных консервов. Однако срав­нение этих показателей конкретного МП с аналогичными показателя­ми других МП той же отрасли за длительный промежуток времени может стать индикатором выяснения: улучшилась или ухудшилась эф­фективность управления производственно-хозяйственной деятель­ностью. Именно этот показатель используют для ранжирования эф­фективности производственной деятельности западные промышленни­ки стран с развитой рыночной экономикой.

Если формулу экономической рентабельности активов в числи­теле и знаменателе умножить на оборот малого предприятия, склады­вающийся из выручки от реализации продукции (работ, услуг), то величина рентабельности не изменится, так как

оборот

———— = 1,

оборот

однако при этом появятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ). Запишем эти коэф­фициенты в виде следующей формулы:

ЭР = НРЭИ/АКТИВ * оборот/оборот * 100% =

НРЭИ/оборот * 100% * оборот/АКТИВ =

КМ * 100% * КТ

Как правило, коммерческая маржа измеряется в процентах и по­казывает, какой результат эксплуатации инвестиций дают каждые 100 денежных единиц оборота, т.е. это экономическая рентабельность реализованной продукции (работ, услуг).

В зависимости от отраслевой принадлежности, КМ может коле­баться от 5-10%, например, на малых предприятиях по переработке овощей и до 40-50% - например, на ювелирных МП.

Коэффициент трансформации показывает: сколько раз за отчет­ный период оборачивается каждая денежная единица активов или сколько денежных единиц оборота снимается с каждой денежной еди­ницы актива. Достижение значительного оборота свидетельствует, ка­залось бы, об успешном управлении производственно-хозяйственной деятельностью на МП. Однако всегда необходимо учитывать, какой ценой достигается этот успех. Рассмотрим простой пример: для получе­ния 10 млн. денежных единиц НРЭИ на 100 млн. оборота задействованно 200 млн. денежных единиц активов,-при этом приличный уровень KM -

10% (10/100*100%) - сводится на нет слишком малым значением КТ: 0,5 (100/200)

Таким образом, на каждую денежную единицу оборота надо вложить по две денежных единицы актива. Экономическая рентабель­ность такого малого предприятия равна всего

5% : (10% * 0,5).

Влияние на изменение экономической рентабельности сводится к воздействию на коммерческую маржу и коэффициент трансформа­ции.Чем ниже деловая активность МП, тем больше это должно ком­пенсироваться повышением рентабельности за счет снижения затрат на производство продукции или роста цен на эту продукцию.

Оценка экономической эффективности управления производ­ством тесно связана с оценкой эффективности производственно-хозяйственной деятельности, а именно:

• с изменением объема производства продукции (работ, услуг) на одного занятого на МП;

• с изменением доли балансовой прибыли в стоимости продукции (работ, услуг);

• с изменением величины балансовой прибыли на одного занятого на МП.

Зачастую управление производством основано на ожиданиях, прогнозах, а иногда просто на догадках. Поэтому с большой степенью осторожности следует относиться к точности математического аппарата.

Малые предприятия, в силу своей специфики, слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств, поскольку наиболее чувствительны ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка, необязательности контрагентов, несвоевременности поставок, задержкам платежей.

Центром экономических реформ путем опроса руководителей МП в городах различных регионов России проводился сбор данных о стоящих перед малым бизнесом проблем, что позволило выявить при­оритетность следующего:

- так, на первом месте оказалась нехватка финансовых ресурсов, на это указали 70% опрошенных руководителей;

- ощущалась потребность в информации о внутренних рынках сбыта. Ее считают важной 59% участников опроса, что свидетельствует об изменении рыночных отношений, развитии рыночной системы, при которой спрос определяет предложение;

- ощущались также сложности со сбытом произведенной продукции. Эту проблему считают своей основной проблемой 56% участников опроса;

- возникновение проблем с кредитованием ощутили 45% участников опроса;

- возникновение проблем со снабжением - 13% участников опроса.

Малые предприятия получили дополнительную помощь в виде Указа Президента "О первоочередных мерах поддержки малого пред­принимательства" от 4 апреля 2002 г., которым предписано прави­тельству России выделить квоту в 500 млрд. руб. для предоставления кредитов субъектам Федерации на нужды развития малого предприни­мательства.

Несмотря на поддержку, МП - это повышенный риск всей про­изводственно-хозяйственной деятельности. Так, если крупные пред­приятия могут существенно увеличить свои доходы только за счет пе­рехода на массовый выпуск продукции, то МП могут рассчитывать лишь на свою исключительную предприимчивость и изворотливость, ориентированную на узкие группы потребителей, а также на возмож­ность находить взаимовыгодные формы сотрудничества с фирмами[6].

Иногда МП приходится решать вопрос о реорганизации или ликвидации своего предприятия. В этом случае необходимо сопостав­лять различные показатели стоимости, исходя из их назначения:

• стоимость - это цена приобретения активов;

• существует средневзвешенная стоимость капитала (предельная торговая ставка). Она рассчитывается исходя из стоимости для МП собственного капитала и задолженности;

• стоимость действующего предприятия - чистая текущая стои­мость ожидаемых будущих денежных потоков, созданных в ре­зультате производственно-хозяйственной деятельности МП;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту