рефераты по менеджменту

Стиль руководства и организация труда предпринимателя

Страница
2

Задачи

Рис. 1. Взаимосвязь внутренних переменных [7, 107].

Отсюда следует, что любая организационная деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась [5, 87].

Цель – это генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения и требующий определенных усилий и организованных действий. Стремление перейти от существующего положения к желаемому, требует сосредоточения всех усилий фирмы в этом направлении (рис. 2).

Что надо сделать? Цель

Овал: Где мы находим-ся?Овал: Куда должны прийти?

Какой путь лучше?

Что необходимо скорректировать?

Рис. 2. Схема построения цели

Цели обычно отражают определенное конечное или промежуточное состояние результата, который необходимо достичь в ходе реализации миссии.

В системе управления фирмойцели выполняют ряд важных функций:

þ отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития;

þ уменьшают неопределенность текущей деятельности (становясь ориентиром движения, позволяют сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, регулировать свои поступки и поведение в целом. Это помогает действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами);

þ составляет основу критериев для принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, материального и морального поощрения, оценки информации и выбора альтернатив;

þ инструмент контроля (достигли или нет желаемого состояния) и т.д.

Формулировка целей является важной задачей менеджмента,при этом следует четко определить:

● содержание цели; ее размер (максимум, минимум);

● временные параметры;

● пространственные характеристики;

● персональную привязку;

● ранг в иерархии целей.

Пример: Заместитель руководителя фирмы по маркетингу (персональная привязка) должен в 1995г. (временная привязка) на территории Ростовской обл. (пространственная привязка) путем продажи продукции (содержание) увеличить оборот фирмы (содержание) не менее чем на 20% (размер цели).

Классификация целейпозволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, выработанные для различных групп целей. Классификация целей может осуществляться по многочисленным признакам, приведем некоторые из них:

по уровню: общеорганизационные (отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям ее деятельности); специфические (разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общеорганизационных целей).

по значению: главная; промежуточная; второстепенная.

по срокам: стратегические цели (долгосрочные от 5 лет и выше); тактические цели (среднесрочные от 1 года до 5 лет); оперативные цели (краткосрочные до 1 года).

по направлениям деятельности: производственные цели; цели отдела маркетинга; цели отдела управления персоналом; цели финансового отдела и т.п.

по форме выражения: количественные (измеряемые в рублях, тоннах, штуках); качественные (достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе) и т.д. [15].

Для того, чтобы цели могли дать реальный результат, внести истинный вклад в успех организации, они должны обладать рядом характеристик:

1. Конкретность и измеримость целей. Например, первичной целью фирмы является повышение производительности, это потребует: 1) снизить простои оборудования на 10% в месяц, 2) снизить отходы сырья на 15% в месяц, 3) провести к концу квартала курсы по повышению квалификации в количестве 60 ч. Такая конкретизация позволяет определить границы выполнения и измерения, т.е. появляются параметры, по которым можно определить насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Выражая свои цели в конкретных и измеримых формах, руководство создает четкую базу отчета для последующих решений и оценки хода работы [2, 132-133].

Билл Хьюлетт, основатель компании Hewlett-packard, определил это так: «Вы не можете управлять тем, что невозможно измерить… Все, что измеримо, может быть достигнуто» [11, 61].

2. Реальность и достижимость цели. По утверждению профессоров Джорджа Стейнера и Джона Майнера, цели «представляют собой важные мотивы поведения людей в организациях, потому что обычно люди хотят достичь те цели, которые установлены для организации». Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников менее эффективными.

3. Гибкость цели, так в ходе долгосрочной деятельности возможны существенные изменения тех условий и возможностей, в которых формировались стратегические цели в связи с этим становиться актуальным корректировка целей с учетом произошедших изменений, в противном случае предприятие, продолжая двигаться по «наезженной колее» может попасть в тупик. Поэтому наиболее эффективной считается цель, которая состоит из двух частей:

þ стабильной или неизменной части, в ней обычно отражается качественная составляющая стратегической цели (качество продукции и обслуживания, используемого сырья и т.д.),

þ части, которую можно изменить с учетом новых, изменившихся условий (объемы производства и капиталовложений, уровень квалификации сотрудников, используемых технологий и т.д.).

4. Совместимость целей или взаимно поддерживающие цели, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели совместимыми ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение поставленных целей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту