рефераты по менеджменту

Совершенствование системы социальной защиты населения

Страница
6

Различия в уровне пенсионного обеспечения, установленного особыми нормативными правовыми актами и осуществляемого на основании Закона 1990 г., столь существенны, что сегодня есть все основания утверждать, что в России функционируют две пенсионные системы: общая, охватывающая основную массу наемных работников, выплата пенсий которым финансируется

за счет средств Пенсионного фонда РФ, и привилегированная, гарантирующая высокий уровень пенсионного обеспечения кадровым военнослужащим, служащим органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокурорско-следственным работникам, государственным служащим, судьям, депутатам и некоторым другим, пенсии которым выплачиваются за счет бюджетных средств. Причем пенсия в последнем случае в 5—10 и более раз выше той, которая назначается на основании Закона 1990 г. Такое вряд ли может себе позволить подлинно социальное и более экономически благополучное государство [53.С.57].

Результатом декодификации пенсионного законодательства стал возврат к поли системности в пенсионном обеспечении, как естественному следствию методичного лоббирования своих узковедомственных интересов представителями различных органов власти и иных структур, на которые она опирается.

Непозволительной роскошью представляется также создание самостоятельных пенсионных служб наряду с общей системой органов социальной защиты населения. Такие службы имеют Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура, Минюст и др. На них возложено осуществление назначения и выплаты пенсий по привилегированной системе. По существу, оказалась узаконенной дифференциация в пенсионном обеспечении по такому признаку, как должностное положение гражданина, что противоречит ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его должностного положения.

Формирование наряду с общей пенсионной системой особой системы «для избранных» нельзя расценить иначе, как отказ от страховых начал в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников и исключение их из круга лиц, охваченных единой пенсионной системой.

Такой вывод принципиально важен, поскольку в процессе дальнейшего реформирования пенсионной системы общество должно знать ответы на

вопросы о том, каковы перспективы дальнейшего развития обеих систем, какую цену должен будет заплатить каждый застрахованный и каждый налогоплательщик за достойный уровень жизни, гарантируемый этими системами.

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке их социального обеспечения

В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций. Советская система социального обеспечения включала в свою структуру в качестве подсистемы денежные выплаты в виде пособий одиноким и многодетным матерям, детям-инвалидам и инвалидам с детства, гражданам, не приобретшим права на трудовую пенсию и не имеющим источника средств к существованию и лиц, обязанных по закону их содержать, малообеспеченным семьям с детьми. Эти виды пособий предоставлялись за счет бюджетных средств. Кроме того, в порядке государственного социального страхования и за счет иных источников работающие обеспечивались пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины также пособием по беременности и родам; в случае смерти работника либо его иждивенца выплачивалось пособие на погребение, а при рождении ребенка — пособие по случаю его рождения [44.С.38].

В новых условиях российской действительности происходит критическая переоценка эффективности советской системы пособий и начинает формироваться российская федеральная система пособий. Вместо пособия на ребенка только одиноким и многодетным матерям российское государство вводит ежемесячное пособие на ребенка каждой семье, независимо от уровня дохода семьи, причем пособие предоставляется семье с первого дня рождения ребенка и до достижения им 16 (учащимся — 18) лет. Наряду с этим пособием семье назначается единовременное пособие на приобретение предметов первой необходимости по уходу за новорожденным ребенком. Упраздняется ежемесячное пособие детям-инвалидам и инвалидам с детства, а также гражданам, не имеющим права на пенсию, поскольку после принятия Закона от 20 ноября 1990 г. они получили право на социальную пенсию, размер которой значительно превышал размер ежемесячного пособия. Существенно улучшается обеспечение женщин-работниц пособием по беременности и родам:

вводится правило о выплате данного пособия за общую суммарную продолжительность декретного отпуска, независимо от фактической продолжительности дородового отпуска; существенно увеличивается общая продолжительность отпуска по беременности и родам, как правило, со 112 календарных дней до 140; в случаях, если роды были осложненными — до 156, а при рождении двоих или более детей — до 180 календарных дней. Увеличива­ется продолжительность частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком с одного года до 1,5 лет, вводится новое единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель беременности) [51.С.24].

Первоначально пособие по беременности и родам регулировалось Законом от 4 апреля 1992 г. «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с чем закон от 4 апреля 1992 г. был признан утратившим силу. Таким образом, обеспечение женщин-работниц пособием в связи с беременностью и родами в порядке обязательного социального страхования в настоящее время регулируется законом, предусматривающим также обеспечение семей иными пособиями на детей в порядке их социального обеспечения, т. е. независимо от того, подлежат ли родители детей (их опекуны, попечители) социальному страхованию или нет.

Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице, поскольку безработица как неизменная спутница рыночной экономики становится реальной действительностью уже с самого начала перехода к новой экономической системе. Это пособие вводится в России одним из первых законов — от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 г. «О ритуальном пособии» впервые в России вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу (и даже организации), взявшему на себя похороны умершего. В случае смерти

работника либо несовершеннолетнего члена его семьи данное пособие предоставляется в порядке обязательного социального страхования. Впоследствии нормы этого закона инкорпорируются в Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.

Введен и ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом (Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом»); для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей (Федеральный закон от 9 января 1997 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; при возникновении поствакцинального осложнения у граждан (Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту